Что такое антропогенные факторы, и как они воздействуют на природу

Стресс – убийца продуктивности

Если от человека постоянно требуется выполнение большого объёма работы в сжатые сроки, он начинает испытывать хронический стресс. Чрезмерное нервное напряжение выматывает – как морально, так и физически. В кровь регулярно выбрасывается гормон смерти – кортизол. Этот гормон нужен для мобилизации сил организма при возникновении внезапной опасности. И если опасность возникает не часто, кортизол полезен. Если же стресс хронический, высокий уровень гормона опасности начинает медленно разрушать организм. Человек становится нервным, иммунитет его снижается, он начинает хуже соображать. По сути, от повышенных нагрузок на работе человек чаще болеет и постепенно тупеет, что сильно влияет на продуктивность человека.

Виды воздействия

Они отличаются своей степенью влияния на окружающую природу и всю экосистему, наличием или отсутствием осознанного желания совершить данное действие. Существует много пограничных и смешанных состояний воздействий и взаимодействий человека и природы.

Из них выделяют три основных вида:

  • прямое;
  • косвенное;
  • случайное.

Прямое

Намеренные действия людей, повлекшие видимое качественное и количественное изменение окружающей природной среды (уничтожение животных и птиц, вырубка леса, загрязнение воздуха), являются прямым воздействием на нее.

Этот вид является самым негативным для всех экосистем Земли. Действия человека, наносящие урон природе, пройдя цепную реакцию, необратимо приносят вред ему самому. Этот факт является общепризнанным и неизбежным.

К ним относятся, например:

  • охота и рыбалка не с целью пропитания, а ради азарта и наживы;
  • нелимитированная добыча полезных ископаемых;
  • строительство плотин и судоходных каналов в ущерб экологии;
  • полеты в космос без крайней жизненной необходимости для человечества.

Косвенное

Это непреднамеренное влияние человека на природу при проведении всех видов хозяйственной деятельности.

Например, подготавливая участок под посевные, провели мелиоративные работы. Непреднамеренно был обезвожен ручей (засыпан исток), который питал ближайшее болото. Со временем оно заросло и позднее пересохло.

В результате:

  • в нем погибло порядка 30 видов живых организмов (рыбы, пиявки, водоплавающие жуки и насекомые);
  • высохла вся водная флора;
  • перестали гнездиться перелетные птицы.

Случайное

Осуществляя какое-либо действие, люди невольно оказывают влияние на ближайшую экосистему.

Например:

  1. По реке промчался пассажирский катер. С виду — самое обычное дело. Но оказывается, в это время на песчаной косе шел активный нерест осетра. Последствия этой шумовой атаки для рыб — самые печальные: процент оплодотворенных икринок уменьшился в тысячи раз.
  2. Сажая деревья, при копке лунок можно легко нарушить сложившуюся местную подземную экосистему: травяной дерн, яйцекладки жуков, муравьев или шмелей, кротовую норку и т. п.

Принцип случайного воздействия: это непреднамеренное (незапланированное) влияние человека на природу.

Общее для всех видов

Все перечисленные виды различаются на подвиды по природе их происхождения.

Основные подвиды:

  1. Физические — когда происходят механические, звуковые, оптические и другие воздействия физической природы. К ним относятся: использование всех видов энергии (ГРЭС, АЭС); перемещение на автомобилях, в поездах и самолетах; добыча полезных ископаемых и т. д.
  2. Химические — воздействия на окружающую среду с использованием химических веществ. К ним относятся: использование минеральных удобрений и ядохимикатов; выбросы в атмосферу от транспорта и промышленных предприятий; сливы отходов в водоемы и т. п. Химическое воздействие на человека: курение, употребление алкоголя и наркотиков, чрезмерное использование лекарственных средств.
  3. Биологические. Эти факторы воздействия обусловлены наличием в окружающей среде большого количества микроорганизмов (вирусы, бактерии). Например, человек, заболевший вирусной инфекцией, может стать переносчиком и источником заболевания других людей; испортившиеся продукты питания (с тлетворными бактериями) могут стать источником заболеваний; вирусные эпидемии; применение биологического оружия и другие биологически неблагоприятные события.
  4. Социальные . Эти факторы связаны с взаимоотношениями людей и жизнью в обществе. В дружественной и благополучной среде обеспечивается устойчивый благоприятный климат взаимоотношений, что гарантирует хорошее здоровье и настроение всех ее членов.

Понятие внешней среды организации

Организация представляет собой открытую систему, постоянно взаимодействующую с внешней средой.

Определение 1

Внешняя среда  — это  факторы и условия окружающей среды, влияющие на функционирование организации и требующие ее соответствующего реагирования.

Каждая организация, являясь открытой системой, зависит от внешней среды, которая связана с поставками ресурсов, кадров, потребителей, энергии и т.д. Поэтому организациям необходимо в своей деятельности учитывать факторы внешней среды и приспосабливаться к ним.

В данной ситуации организации схожи с биологическими организмами. В соответствии с теорией эволюции Чарльза Дарвина сохранившиеся виды выжили потому, что нашли способ приспособиться к изменениям среды их обитания. Организации таким же образом необходимо приспосабливаться, чтобы сохранить эффективность и выжить.

Внешняя среда характеризуется неопределенностью, сложностью и подвижностью.

Неопределенность внешней среды объясняется недостаточностью информации о факторах и ее низкой достоверностью. Чем неопределеннее данные, характеризующие факторы внешней среды, тем сложнее принимать эффективные управленческие решения.

Сложность внешней среды можно определить количеством факторов, на которые организации необходимо реагировать, а также их вариативностью

Факторы внешней среды можно характеризовать многими данными, которые необходимо принимать во внимание при разработке управленческих решений

Подвижность можно определить скоростью, с которой варьируются факторы окружающей среды. Наибольшие трансформации происходят в отраслях, которые ориентированы на научно-технический прогресс.

Тест

Данный тест позволяет проверить уровень понимания и усвоения изложенного материала.

Требуется выбрать правильный ответ из предложенных вариантов.

  1. Наука, изучающая весь комплекс взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой, называется …….

а) география.

б) ботаника.

в) экология.

  1. Группы экологических факторов: абиотические, биотические, ……..

а) физические.

б) антропогенные.

в) биологические.

  1. Основные …….. факторы: свет, температура, влажность, химический состав атмосферы, соленость среды и т. д.

а) биологические.

б) абиотические.

в) экологические.

  1. При строительстве дома был очищена территория, выкорчевано 20 взрослых деревьев. После постройки объекта вокруг него было посажено столько же молодых саженцев. Какой вид антропогенного воздействия оказан на окружающую среду?

а) прямое.

б) косвенное.

в) биологическое.

  1. Основные источники загрязнения атмосферы: газообразные выбросы ……… и промышленных предприятий.

а) электростанций.

б) автотранспорта.

в) месторождений.

  1. Основные ………… гидросферы: промышленные и бытовые стоки, смывы с полей минеральных удобрений и ядохимикатов, образование нефтяных пленок при авариях танкеров и добыче нефти на океанских шельфах.

а) наполнители.

б) источники.

в) загрязнители.

  1. К какой группе экологических факторов относится умышленный пал сухой травы?

а) антропогенной.

б) биотической.

в) абиотической.

  1. К какому виду и подвиду этого воздействия он относится?

а) прямое биологическое.

б) случайное физическое.

в) косвенное физическое.

  1. Территория, на которой минимизирована антропогенная среда и запрещены все виды функционирования человека (кроме научной работы), а весь природный комплекс сохраняется в естественном состоянии, называется ………

а) лесной массив.

б) заповедник.

в) пуща.

Правильные ответы:

Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Ответ в б б б б в а в б

Примеры

Воздействие антропогенных явлений на природу изучается сейчас учеными на самом высоком уровне. Все чаще звучит их мысль, что необходимо срочно переходить на культурный подход в строительстве, производстве, при освоении новых территорий и проведении всех хозяйственных работ. Под этим подразумевается проектирование, создание и исполнение всех проектов с учетом главного принципа — не допустить нанесения вреда окружающей среде, экологии Земли.

Факты, которые отражают антропогенное воздействие на природу:

  1. Биотические факторы окружающей среды . Их действие выражается в форме влияния одних организмов на функциональность других; всех вместе — на среду обитания. Различают прямые и косвенные взаимоотношения между организмами. Со снижением популяции опылителей происходит снижение численности опыляемых растений. Это явление стало повсеместным в Европейской части России. Пройдя ряд мутаций, связанных с влиянием измененной экологии, эти факторы стали оказывать порой искаженное воздействие на экологию.
  2. Абиотические факторы и примеры их проявления. К ним относятся все неживые, внешние условия воздействия на живые организмы: свет; температура; влажность; газовый состав атмосферы и т. п. Их проявление: повышение температуры и влажности по причине парникового эффекта приводит к увеличению численности простейших бактерий; в местах, где произошло уничтожение природных колоний, на смену им приходят паразиты и болезнетворные бактерии; при повышении кислотности почвы происходит снижение интенсивности роста и развития у растений. Абиотическая среда тесно связана с общим состоянием географической. Нарушение в какой-либо ее оболочке имеет последствия для остальных.
  3. Антропогенные. Чрезмерное внесение удобрений увеличивает численный рост, но приводит к угнетению полезных свойств растений. При внесении ядохимикатов (под видом борьбы с паразитами) происходит полное уничтожение определенных видов растений и животных на данной территории.

Чтобы лучше разбираться в определении вида фактора воздействия на природу, можно смоделировать такую ситуацию.

Например:

  1. Если человек, отдыхая за городом, почувствовав сильную боль от укуса, прихлопнул овода — это, скорее, косвенный фактор.
  2. Но если это произошло намеренно, когда тот никого не кусал, а просто сидел на дереве или на рюкзаке — это уже прямой фактор (умышленное безосновательное уничтожение живого организма).
  3. Если сидящий на земле овод попадает под колеса едущего велосипедиста, который его не заметил — это случайный фактор.

Человек, делая самое хорошее дело, всегда оказывает на природу прямое и косвенное воздействия. Если первое дает хороший результат, то второе оказывает негативное влияние. Поэтому рекомендуется всегда продумывать свои действия, оценивать возможные последствия для природы от их выполнения.

Профессиональные заболевания

Воздействие на человека негативных факторов производственной среды приводит к заболеваниям. Они подразделяются на:

  • острые, для возникновения которых оказалось достаточно однократного воздействия вредных факторов;
  • хронические, связанные с постоянным воздействием вредных факторов на рабочем месте, имеющих накопительный эффект.

Чаще всего болеют люди, в течение длительного времени осуществляющие трудовую деятельность в условиях запыленности и загазованности, воздействия шума и вибраций, а также занятые на тяжелой физической работе. У них проявляются:

  • болезни дыхательных путей: астма, бронхит, воспаление легких, туберкулез, силикоз, силикатоз, антракоз, литейная лихорадка;
  • сосудоспастическая болезнь рук;
  • болезни позвоночного столба и суставов;
  • туннельные синдромы;
  • отит и другие заболевания органов слуха;
  • дерматиты;
  • патологии зрительного нерва, глазного яблока, сосудистых оболочек.

Также могут проявляться и другие болезни. Излечить их обычно можно при улучшении условий труда или смене профессии.

Результат эксперимента. Хоторнский эффект

По результатам серии опытов было выявлено, что социально-психологический климат в гораздо большей степени влияет на условия труда рабочих, чем физические параметры.

Кроме того, значимым результатом стало открытие так называемого Хоторнского эффекта

Он заключается в том, что повышенное внимание, интерес к эксперименту, а также новизна приводят к более высоким результатам у испытуемых

Эффект проявился еще в первом эксперименте с освещением: когда освещенность была увеличена, производительность труда рабочих ожидаемо возросла. Но когда освещение было уменьшено, производительность не упала до прежнего уровня. Это было удивительно и, как выяснилось, было связано с убеждением работников, что психологи работают для их блага, чтобы улучшить их условия труда. Сотрудники фабрики были не слишком довольны своим руководством: они считали, что владелец экономит на них электроэнергию и в целом относится как к безликой рабочей силе

Но эксперимент ученых создал ощущение, что они участвуют в чем-то важном, что о них заботятся. Это и привело к увеличению производительности труда

Этот эффект имеет двоякую трактовку:

  1. Как позитивные изменения в поведении людей (и как следствие, увеличение эффективности их труда) в результате повышенного внимания к ним и их деятельности, что сами испытуемые расценивают как благожелательное участие.
  2. В экспериментальной психологии этим эффектом называют влияние наблюдателя на процесс эксперимента, вследствие самого факта наблюдения.

Хоторнский эксперимент имел и еще одно очень важное значение для самих психологов и в целом для развития психологии как науки и прикладной дисциплины. Он чрезвычайно повысил авторитет психологов в глазах индустриального общества: психологические эксперименты стали часто заказывать руководители предприятий, за них готовы были платить приличные деньги

Таким образом, эксперимент послужил развитию новых отраслей – психологии труда и управления. Результаты Хоторнского эксперимента стали настоящей библией менеджеров и психологов организаций. В дальнейшем психология управления стремительно развивалась, породив бизнес-тренинги, коучинг и прочие известные сейчас направления.

Социокультурные факторы

При организации деятельности нельзя не учитывать ту культурную среду, в которой она происходит. Речь идет, прежде всего, о преобладающих в обществе жизненных ценностях и традициях. На этой основе базируется стандарт поведения. Известно принципиальное отличие американского и японского стандартов. В первом случае стандарт выражен в «индивидуалистическом» подходе к организации, а во втором — в «семейном» подходе. Отсюда нормой поведения в одном случае является стремление к карьерному росту с регулярной сменой мест работы (в США считается, что человек должен менять работу раз в несколько лет), в другом — человек работает в организации всю жизнь, относясь к начальнику как к отцу, которого надо слушать.

Физические факторы

К физической группе негативных факторов производственной среды относятся опасное и вредное влияние. Они могут грозить человеку моментальными травмами либо осложнением состояния здоровья в дальнейшем.

К опасным негативным физическим факторам производственной среды относятся следующие элементы:

  • машины и механизмы, находящиеся в движении;
  • все устройства, осуществляющие транспортировку грузов в вертикальном и горизонтальном направлении;
  • открытые подвижные, режущие, перемещающиеся или вращающиеся элементы оборудования;
  • частицы материала, отлетающего при отработке;
  • машины, для работы которых используется электрический ток или высокая температура.

Работодатель должен по возможности минимизировать физические факторы, которые могут стать причиной ранения. Это может быть сделано с помощью выделения специальной полосы для движущихся средств, использования защитных материалов, закрывающих опасные элементы оборудования и других превентивных мер, призванных снизить травмоопасность.

К вредным негативным физическим факторам производственной среды относятся:

  • колеблющаяся температура воздуха;
  • повышенная или пониженная влажность;
  • высокая скорость движения воздуха;
  • постоянное воздействие шума, вибрации, ультразвука или излучения (ионизирующего, электромагнитного, инфракрасного и тому подобного);
  • запыленность или загазованность;
  • плохая освещенность или, напротив, повышенная яркость света;
  • пульсация светового потока.

Таким образом, качество воздуха рабочей зоны оказывает большое влияние на здоровье человека. Физические негативные факторы производственной среды должны быть снижены, насколько это возможно.

Научно-технический прогресс

Этот фактор определяет возможность повышать эффективность производства, а, следовательно, эффективность способов удовлетворения потребителей. Для того чтобы организация могла быть конкурентоспособной, необходимо собирать, хранить и распределять большие объемы информации о новациях, возникающих в среде деятельности. В последнее время появились совершенно новые технологии обработки ресурсов и информации: компьютерная и лазерная техника, робототехника, спутниковая связь, биотехнологии и т. д. Исследователи говорят о высокой скорости изменения технологий, и эта тенденция сохраняется.

Становление человека в период антропогена

Появление главного героя на планете — человека — датируется разными источниками от 3 до 2,5 млн лет назад. Выводы ученых о точной дате его появления достаточно гадательны, сделаны с немалой долей предположений. Более ясная картина развития человечества появляется с момента возникновения настенных (наскальных) надписей и рисунков, позднее — с появлением письменности.

Таблица 1. Стадии развития человечества.

Название периода, его временные границы и вид человека

Основные виды человеческой жизнедеятельности

Последствия для окружающего мира

Древнейший (плейстоцен).

От 2,6—2,5 млн лет — до 15000-12000 лет до нашей эры. Кроманьонец, неандерталец, позднее — Homo habilis (человек умелый). В конце периода появился Homo sapiens (человек разумный).

Сбор диких плодов, племенная охота, примитивное рыболовство. Проживание в пещерах, позднее — строение шалашей и подобных им укрытий с углублением в землю.

Умеренный, быстровосстановимый ущерб для растительного и животного мира. Во второй половине (предположительно — из-за охоты) произошло резкое сокращение численности мамонтов, носорогов и некоторых других крупных млекопитающих.

Древний (голоцен). Начался 14-11 тыс. лет назад, после окончания последнего ледникового периода.

Появляются каменные и, позднее, бронзовые орудия труда, глиняная посуда. Наряду с охотой, собирательством и рыболовством возникают скотоводство и земледелие.

Влияние на окружающую среду усиливается, строятся малые и средние поселения. В качестве стройматериалов начинают использовать камень, методы охоты и рыбалки совершенствуются.

Новый. От начала железного века да середины ХХ столетия. Происходит окончательное формирование рас, наций и национальностей.

С начала первого тысячелетия до нашей эры железо полностью вытеснило камень и стало занимать господствующее положение в материальной культуре человека. С появлением железа усиливается разделение труда, возникают ремесла. Идет стремительное расселение народов по территориям старых и открытых материков, растет число городов и численность населения.

В районах, более густонаселенных, происходит интенсивное изменение природного ландшафта — вырубаются леса, распахиваются большие территории. Начинается мелиоративное дело: идет осушение и орошение территорий искусственным путем. Дикие животные отступают вглубь заповедных территорий. С XVII века интенсивность освоения новых территорий возрастает. Технический прогресс XIX века начал эру техногенного воздействия человека на природу.

Новейший период. С середины XX столетия до сегодняшних дней.

Началось интенсивное развитие промышленного производства не только в странах Европы, но и в Азии, Южной Америке, Африке и Австралии. Получила развитие самая сильная (и опасная) — ядерная — энергетика, полеты человека в космос становятся системными.

Период наиболее интенсивного влияния техногенного характера на природную среду. Кроме прямых (бездумное уничтожение природных запасов, войны, сброс атомной бомбы на Хиросиму и т. п.) и косвенных факторов происходит ряд глобальных техногенных катастроф (Чернобыль, Аральское море и много других).

8 советов о том, как повысить производительность труда:

1. Быть эффективным.

Рассмотрите, как ваш бизнес в настоящее время работает, и будьте открыты для потенциальных изменений в том, как вы работаете.

Есть ли лучший способ, чтобы сотрудники могли структурировать свой день, чтобы позволить им достичь своих ежедневных целей?

Предоставьте каждому сотруднику план и предложите каждому составить список, чтобы он или она выполняла приоритетные задания вовремя и оставались на работе в течение всего дня, что приведет к эффективной работе.

2. Делегирование.

Делегирование приходит с элементом риска, но повышенная ответственность важна для повышения морального духа и удовлетворения работой вашего персонала.

Возложите ответственность на квалифицированных сотрудников, которые имеют проверенный послужной список с успехом в определенной области, и верьте, что они будут хорошо выполнять поставленные задачи.

3. Уменьшите отвлекающие факторы для сосредоточения.

Социальные сети могут быть огромным убийцей производительности, поэтому постарайтесь, чтобы сотрудники были сосредоточены и заняты, позволяя им дышать.

Поощряйте сотрудников за отключение мобильных телефонов, но регулярно делайте перерывы, во время которых они могут быть свободны, чтобы проверить свои телефоны. Это позволит гарантировать, что время, проведенное за их столом, будет более продуктивным.

4. Есть ли у вас правильные инструменты и оборудование?

Обеспечение сотрудников правильными инструментами и оборудованием имеет важное значение, благодаря им они могут выполнять свои обязанности эффективно и в срок. Нет ничего более контрпродуктивного, чем тратить время на ожидание документов для печати, потому что у вас нет быстрого печатающего устройства

Нет ничего более контрпродуктивного, чем тратить время на ожидание документов для печати, потому что у вас нет быстрого печатающего устройства.

Высокое качество, современные программы и оборудование имеют огромное значение не только для рабочей силы, но и для того, как воспринимается ваша компания.

5. Улучшение условий.

Слишком жаркая или слишком холодная окружающая среда отвлекает от концентрации, так как сотрудники будут тратить больше времени на прогулку, чтобы получить свои пальто или электрический вентилятор.

Убедитесь, что системы отопления и кондиционирования воздуха находятся в рабочем состоянии, когда наступит соответствующий сезон.

6. Предложите поддержку и установите реалистичные цели.

Распространенной проблемой для менеджеров является отсутствие четкого, сильного представления о том, являются ли их сотрудники высокоэффективными или нет.

Нужен ли вашим сотрудникам стимул, чтобы оставаться на верном пути?

Помогите им, предлагая цели, которые являются достижимыми. Обеспечьте четкое руководство для руководителей и сотрудников, чтобы помочь прояснить ожидания. Это поможет повысить их производительность, так как они будут иметь четкую направленность и четкие цели.

7. Поощряйте сотрудников.

Поощряйте, мотивируйте и вознаграждайте. Скажите сотрудникам, что они делают хорошую работу и дайте конструктивную критику.

Самое главное, предложить личные стимулы для хорошей работы – могут ли они получить бесплатный отпуск или бесплатный кофе на вынос для выполнения выше и за пределами своих ролей?

Вы должны четко указать на успех одного сотрудника другим сотрудникам, чтобы культивировать чувство удовлетворения, чтобы мотивировать других.

Когда вы мотивируете своих сотрудников работать усерднее и получать взамен вознаграждение, они с большей вероятностью поставят повышенную производительность на первое место в своем списке дел.

8. Убедитесь, что сотрудники довольны.

Напряженное рабочее место не даст никаких результатов. Рабочие, которые постоянно работают в очень напряженных условиях, оказываются менее продуктивными и имеют более высокий уровень отстраненности и невыходов на работу.

Показывайте сотрудникам, как сильно компания ценит, уважает и ценит их на личном уровне, приятно – и часто упускается из виду.

Если вы не хотите, чтобы ваш персонал работал в меру своих возможностей, попробуйте некоторые из этих советов и наслаждайтесь преимуществами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Домашний Фен-Шуй
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: