Благоустройство
Благоустройством называется комплекс мероприятий, позволяющих сделать среду обитания человека комфортной и красивой. Под внешним благоустройством территории понимаются работы по строительству дорог, тротуаров, различных площадей, площадок, а также озеленение, устройство уличного освещения и прочее декоративное оформление. Дорожное строительство в рамках благоустройства включает в себя такие работы как: асфальтирование, укладку тротуарной плитки, устройство основания, установку бордюров, прокладку ливневой канализации, ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия.
Бетонирование
Если вы решили положить бетон вместо асфальта, то устройство площадки происходит по схожему алгоритму. Для начала необходимо подготовить котлован, затем засыпать песчано — гравийную подушку. Отличие состоит в том, что для заливки бетона необходимо установить опалубку, внутрь которой помещается сетка армирования. Обычно используется уже готовая сварная армирующая сетка.
Сетка сварная арматурная дорожная
Все работы по устройству бетонного проезда можно выполнить самостоятельно, без привлечения строительной техники. При этом, сама площадка потребует большего времени, так как перед тем, как начать эксплуатировать поверхность, бетон должен набрать прочность.
Полное схватывание происходит через 4 недели. Ходить по бетону можно уже спустя пару дней. Абсолютным преимуществом бетона является его большая прочность.
Бетонное покрытие обычно устраивается на участках с повышенной нагрузкой: транспортные терминалы, аэропорты
К недостаткам такого устройства можно отнести то, что необработанный бетон пылит. Этого можно избежать, покрывая поверхность грунтовками или праймером, но на уличных покрытиях этим редко кто пользуется.
Кроме того, бетонное покрытие плохо переносит циклы заморозки — оттаивания. Если технология заливки не соблюдена, то вода, попадая в трещины скоро разрушит целостность покрытия. Оно начнет отслаиваться и разрушаться.
Для устройства деформационного шва используются резчики швов для резки бетона и асфальта
По сути материалов дорожного покрытия
Как правило, выбор владельцев домов основывается на нескольких факторах.
Основными из них являются:
- территориальная доступность и цена материала,
- величина затрат на устройство покрытия,
- срок эксплуатации,
- необходимость текущего ремонта.
Исходя из данных критериев, мы и будем разбираться, что лучше бетон или асфальт?
Для того чтобы несколько упростить выбор, следует сразу заметить, что процессы подготовки грунта под заливку бетона, укладку асфальта или тротуарной плитки весьма схожи и влекут за собой примерно равные затраты. Говоря примерно равные, мы имеем в виду порядок цены, хотя бетонное покрытие и потребует несколько больших временных и материальных ресурсов.
Дорожный пирог подготовки под все виды покрытий примерно одинаков
Укладка асфальта. Как заасфальтировать двор своими руками.
Ниже приведен алгоритм требуемых действий.
Этап первый. Вначале проводятся земляные работы, заключающиеся в зачистке и выравнивании основания. Для снятия верхнего слоя почвы можно использовать бульдозер или обычную лопату.
Этап третий. Смесь из гравия и песка утрамбовывается и укатывается.
Этап четвертый. Устанавливаются различные ограждения и бордюры.
Этап пятый. Заливается асфальт, после чего его трамбуют и закатывают.
Асфальтовую массу следует высыпать на подготовленное основание несколькими большими кучами. Это необходимо для того, чтобы асфальтируемая площадь была максимально распределена по двору. Затем массу раскидывают лопатами и равномерно ее распределяют толщиной от 5 см до 10 см. Все неровности выравниваются при помощи швабры-движка. При наличии поперечных наклонов укатка асфальта выполняется снизу вверх. Много проще будет заручиться поддержкой помощников.
На этом все. Для более детального ознакомления с процессом рекомендуем посмотреть приведенный ниже тематический видеоролик. Удачи!
Бетон vs асфальт
В обиходе мы употребляем слова «бетонка» и асфальтовая дорога, подразумевая зачастую одно и то же. На самом деле верхние дорожные покрытия могут быть как из прочного бетона (в котором основным вяжущим компонентом является цемент), так и из асфальта (в его составе – битум).
На Западе автодороги, в основном, бетонные. В Америке таковых более 60 %, в Западной Европе – около 40 %. После укладки бетонную дорогу можно спокойно эксплуатировать лет 10 без дополнительного обслуживания. Да и после не должно возникать особых проблем. Средний срок жизни качественной бетонной дороги – полвека.
В России, как все знают, дороги, в основном, асфальтовые. Бетон (тощий, у него для этого подходящие характеристики) в дорожном строительстве используется в качестве нижнего слоя.
Асфальт в промышленных масштабах дешевле бетона более чем на 50 %. Зато уже спустя 3–5 лет после укладки требует ремонта. И то сроки справедливы, если изначально состав был залит по всем правилам. Ремонт «по-хорошему» предполагается не ямочный, а хотя бы большими квадратами, когда весь верхний слой асфальта снимается и на его место укладывается новый. К сожалению, в реальности все происходит несколько иначе.
Но это все о дорогах общего пользования. На них мы повлиять вряд ли можем. Только ездить и удивляться. А вот у себя во дворе частного дома можно уложить то, что душа пожелает. Но насколько это возможно в реальности?
Важное отличие. Асфальт без катка не уложить
Нужна бригада со спецтехникой. А вот бетонную площадку залить на участке вполне можно одному человеку.
Если вы имеете возможность нанять бригаду рабочих, но сомневаетесь, какое покрытие лучше, то стоит подробно рассмотреть преимущества и недостатки каждого, особенности их укладки и эксплуатации.
Сравнение отделочных материалов
Совсем недавно асфальт обладал первенством при оформлении приусадебных участков, однако увлечение им постепенно угасает. Ему на смену решительно приходит брусчатка, обладающая недостижимыми для своего конкурента качествами. Если же изучить, что лучше – асфальт или тротуарная плитка, то результаты получатся следующие:
- Экономическая составляющая. Стоимость брусчатки чуть ниже, хотя и не намного, по причине того, что ее можно класть вручную, что дешевле, нежели применение специальной техники.
- Влагоустойчивость. Тротуарная плитка, отличительно от асфальта, не задерживает воду, а зазоры способствуют пропусканию ее в грунт.
- Экологичность. При сильном нагревании асфальтное покрытие выделяет вредные испарения, в то время как изготовленная из экологических материалов брусчатка подобных недостатков не имеет. Более того, она не становится преградой для циркуляции влаги и воздухообмена в почве, что позитивно сказывается на окружающей среде.
- Долговечность. Асфальт совершенно неспособен составить конкуренцию плитке, срок службы которой равен более 20 годам, что объясняется ее способностью пропускать воду, оставаясь при этом неповрежденной.
- Ремонт. При необходимости ремонта асфальтное покрытие обзаводится латками, отличающимися по цвету, а его демонтаж простотой не отличается. Плитку же, напротив, достаточно просто разобрать и впоследствии уложить на место.
- Внешний вид. Если асфальт кроме строгих серых оттенков более ничем похвастаться не может, то разнообразие цветов, размеров и форм плитки позволяет выложить совершенно невероятные узоры на любой вкус.
При выборе асфальта или тротуарной плитки, несмотря на столь очевидные преимущества последней, следует внимательно осматривать ее при покупке, так как дешевые варианты не обладают достаточной морозоустойчивостью и износостойкостью, что означает скорое возникновение потребности в замене и очередных финансовых тратах.
Что выбрать
Определить абсолютно четко, какое покрытие лучше, не так просто. Многое зависит от таких факторов, как:
- Основным наполнителем в асфальте является песок, а в бетоне щебень крупных фракций. Из этого следует, что бетонное покрытие отличается прочностью, но уступает асфальту в эстетике.
- Срок выполнения работ по обустройству порядка 300 м² асфальтированного покрытия составляет около 2 дней, с которым справляется бригада из 4 человек; а бетонного: 3-4 дня для производства заливки и 28 дней до момента полного схватывания (все можно сделать самостоятельно).
- Асфальт более гладкий.
- Период безремонтной эксплуатации бетона составляет 10-12 лет, а асфальтированного только 5-7 лет.
- Следует отдать предпочтение бетонному покрытию, если предполагаемые работы планируются в холодное время года.
- С точки зрения экономики: изначально бетонное покрытие в денежном эквиваленте обходится процентов на 70-80 дороже, чем асфальтированное. Это факт. Но, не следует забывать о том, что асфальт недолговечен и уже через небольшой промежуток времени начинаются его постоянные ремонты. Таким образом, спустя 7-8 лет (если сравнивать два вида покрытия), получается, что затраты на приобретение и содержания каждого из них (то есть, все в комплексе), практически, сравняются.
- По асфальту могут передвигаться люди и легковой транспорт; бетонное покрытие выдерживает все, включая грузовой транспорт и тяжелые механизмы. Поэтому, если предполагается минимальное движение (то есть, средняя нагрузка на покрытие), то нет смысла переплачивать и укладывать бетон.
- Асфальт может быть поврежден даже вследствие незначительного механического воздействия. Но, ремонтные работы можно производить исключительно в теплую (причем, не дождливую) погоду.
Чтобы определить, стелить асфальт или бетон во дворе, нужно тщательно рассмотреть свойства, преимущества и недостатки обоих вариантов, учесть условия эксплуатации, требования к покрытию, просчитать стоимость, выбрать наиболее оптимальное соотношение цены и качества.
Преимущества и недостатки асфальтированного покрытия
К несомненным плюсам обустройства покрытия из асфальта можно отнести:
- Затраты на приобретение всех необходимых материалов относительно невелики (например, по сравнению с бетоном и тротуарной плиткой).
- Сроки выполнения работ по укладке асфальта не являются слишком долгими.
- Асфальт отличается прочностью (не проседает и не деформируется), поэтому прекрасно подходит для обустройства садовых дорожек или парковочного места для автомобиля.
- Материал покрытия, практически, не подвержен коррозии.
- Качественно уложенный асфальт не имеет каких-либо трещин и зазоров: поэтому трава сквозь него не прорастает.
К недостаткам асфальтирования (которых значительно больше, чем достоинств) относят:
Вряд ли вы справитесь с укладкой асфальтированного покрытия своими силами. Скорей всего придется прибегнуть к помощи специальной бригады работников, имеющей в своем арсенале тяжелую технику для производства работ.
- Асфальт, практически, не пригоден к ремонту. То есть, в случае появления на его поверхности выбоин и трещин залатать их так, чтобы это было незаметно и без ущерба качеству всего покрытия вряд ли удастся. Скорей всего придется его срывать со всей площади и производить укладку нового асфальта.
- С эстетической точки зрения только что уложенное покрытие имеет глубокий черный цвет, но с течением времени он меняется на серый, менее эстетичный.
- Эксплуатационный срок асфальта недолгий – не более 7-8 лет. По истечении этого срока покрытие начинает трескаться и теряет все вышеописанные достоинства. Кстати, асфальт особенно подвержен образованию трещин в холодное время года.
Важно! Продолжительность эксплуатации во многом зависит от правильности замешивания компонентов асфальта
- Цена укладки порой превышает стоимость самого используемого материала, его доставку и разгрузку. Также не стоит забывать о почасовой оплате работника, осуществляющего уплотнение покрытия катком. А это тоже траты, причем, приличные.
- В состав асфальта входит такая составляющая, как битум. Во-первых, он имеет очень специфический запах и может доставить много дискомфорта чувствительным людям. Во-вторых, под действием высоких температур битум значительно размягчается (что приводит к деформации поверхности даже при незначительном механическом воздействии) и начинает выделять вещества канцерогенного характера.
- Асфальтированное покрытие не пропускает воду, и после дождя на нем долго сохраняются лужи.
Преимущества тротуарной плитки перед асфальтным покрытием
Давайте детальнее рассмотрим, в чем же, все-таки, тротуарная плитка (или как часто ее называют брусчатка) выигрывает перед асфальтным покрытием.
На данный момент, увлечение «асфальтом», которое имело место еще совсем недавно, постепенно угасает. На смену ему уверенно и настойчиво приходит новый вид дорожного покрытия — тротуарная плитка.
Брусчатка, в настоящее время, исключительно благодаря своим незаурядным качествам, приобрела статус наиболее популярного отделочного материала, ее вовсю используют, чтобы замостить площади, прилегающие к площадям и паркам, новым супермаркетам, разнообразным производственным объектам территории, а так же пешеходные зоны на садовых участках. Ведь, сейчас не составит особого труда подобрать такую плитку, которая совместит в себе качество, цену и долговечность.
- Брусчатка более выгодна экономически, чем асфальт, так как ее можно уложить вручную, не применяя специальной дорожной техники.
- Плитка, в отличие от асфальта, воду не задерживает, а благодаря зазорам, практически моментально пропускает влагу с поверхности в грунт.
- Последние научные исследования доказали, что когда температура воздуха достигает свыше 30 градусов, асфальт начинает выделять бензоловые соединения, которые вредят человеческому организму. В то время как брусчатку изготавливают из экологически чистых материалов, и следовательно даже при высоких температурах это дорожное покрытие никаких химических веществ не выделяет. Оно не препятствует естественному обмену воздуха и воды в почве, что благоприятно сказывается на городских зеленых насаждениях и позитивно влияет на экологическое состояние окружающей среды.
- Невероятная долговечность материала (срок его службы составляет не менее 25 лет) существенно увеличила объём продаж тротуарной плитки. Этот факт также является огромным преимуществом брусчатки перед асфальтом. Эта долговечность обусловливается наличием дренажа – покрытие из брусчатки легко пропускает воду, а поверхность при этом остается неповрежденной. В тех местах, где существует вероятность поднятия грунтовых вод, брусчатка станет вашей спасительницей (из-за наличия естественного дренажа это покрытие очень хорошо пропускает воду, а поверхность остается при этом неповрежденной).
- Тротуарная плитка станет незаменимой, если вам придется делать ремонт. Представьте, сколько времени займет снятие асфальтового покрытия при аварии подземных коммуникаций. А брусчатку вы сможете легко разобрать, а после устранения неполадок заново уложить на прежнее место (при этом сэкономив и на покупке новых материалов и на демонтаже).
- И конечно же, если бы плитка не имела эстетических преимуществ перед асфальтом, то она не стала бы настолько популярной и продаваемой. За счет широчайшего ассортимента геометрических размеров и огромного количества цветов, с помощью тротуарной плитки можно создать узоры на любой каприз. Это будет намного эстетичнее серого угрюмого асфальта .
Чтобы правильно сделать выбор между асфальтом и тротуарной плиткой, необходимо обратить внимание на качество материалов. Качество тротуарной плитки напрямую зависит от того, какие материалы используются для ее изготовления, и насколько профессионален персонал, который ее изготавливает. Тротуарную плитку делают из песчано-бетонной смеси без добавления каких-либо сторонних наполнителей (таких как щебень, крупный шлак и т.д.) Это является залогом того, что тротуарная плитка будет устойчивой к морозам и истиранию
А добавления наполнителей существенно снизят ее устойчивость к изменениям условий окружающей среды.
Определить качество тротуарной плитки достаточно просто: она должна иметь гладкую, ровную поверхность, четкий рисунок, не должно быть никаких сколов и раковин. Внешний вид – плитка должна иметь ровную, гладкую поверхность, с четким рисунком (если таковой есть) не должна иметь раковин и сколов. На боковом срезе качественной плитки вы не увидите существенных пустот или других наполнителей.
Виды, производство, плюсы и минусы
Украсить свой участок можно плиткой любого размера, формы или расцветки. Но мало кто знает, что ее вид зависит не от выше перечисленных факторов, а от способа производства. Основные виды:
- вибролитая;
- вибропрессованная;
- полимерпесчанная.
Каждый из этих вариантов имеет свои достоинства и недостатки. Отличаются не только способом производства, но и стоимостью и способом укладки. Независимо от всего этого любую плитку можно класть самостоятельно.
Видео: Виды (формы) тротуарной плитки
Вибролитая
Изготовление плитки способом вибролитья является самым дешевым и простым вариантом. Раствором заполняют пластиковые формы и помещают на специальный вибростол. От вибрации раствор уплотняется, после чего форму отправляют в специальные камеру на сушку.
Сушка производится при высокой температуре. После чего ее достают и она готова к использованию. Процесс изготовления путем вибролитья длится не долго и не отнимает много ресурсов. За счет этого материал получается дешевым.
Для придания плитке определенного цвета, в раствор добавляется краситель (пигмент). За счет того, что такой способ производства довольно простой, то можно организовать мини завод прямо у себя в гараже.
Достоинства
Из основных плюсов этого варианта выделяются следующие:
- Глянцевая поверхность с лицевой стороны;
- Возможность применения любых красителей;
- Минимальные расходы на производство, из чего вытекает дешевая стоимость.
Недостатки
Но и минусов у этого материала предостаточно. Из основных можно выделить:
- Прочность оставляет желать лучшего;
- Плохо переносит минусовую температуру;
- Короткий срок эксплуатации.
Основное назначение вибролитой плитки — частное домостроение. Ею выкладывают площадки возле дома, садовые дорожки.
Чтобы понять какого она качества, нужно взять в каждую руку по плитке и ударить их друг об друга. Если звук звенящий — материал отличного качества, глухой звук говорит о плохом качестве или о нарушении технологии.
Вибропрессованная
В отличии от предыдущего варианта, вибропрессованная получается более прочной. Достигается это за счет другой технологии производства. Заполненные раствором формы помещают под вибропресс.
Таким образом уплотнение достигается не только вибрацией, но и давлением. Происходит переуплотнение смеси и температурное воздействие не требуется.
Прессованная тротуарная плитка имеет достаточно плюсов, из которых можно выделить:
- Устойчива к механическим воздействиям;
- Возможность автоматизации производства;
- Долговечность;
- Морозоустойчива, не боится перепада температур.
Так же, как и с предыдущим типом, не обходится без недостатков:
- Небольшой выбор цветовой палитры;
- Малое разнообразие форм.
Вибропрессованная тротуарная плитка выдерживает нагрузку от легкового автомобиля, поэтому часто используется для обустройства подъезда к дому
Перед покупкой стоит обратить внимание на цвет изделия. Слишком яркие цвета говорят о том, что перед вами подделка, так как эта технология не позволяет добиться ярких оттенков
Полимерпесчанная
Современный вид тротуарной плитки. От своих собратьев отличается как способом изготовления, так и используемыми материалами. В полимерпесчанных плитках нет цемента. Основой служит песок, а связующим — полимерные материалы.
С помощью красителей можно получить любой оттенок. Просеянный песок прокаливают и смешивают с полиэтиленом. После этого смесь нагревают до 250º С и переливают в формы. Затем они отправляются под пресс.
Плитка произведенная по такой технологии не впитывает воду, что предотвращает растрескивание зимой. У этого вида тротуарных плиток достоинств больше:
- Прочность на много выше чем у предыдущих видов;
- Влагостойкая;
- Морозоустойчива;
- Простота монтажа;
- Легкий вес;
- Огромный выбор цвета и формы;
- Большой срок эксплуатации в любой климатической зоне.
Недостатком является расширение изделия в жаркую погоду. Поэтому укладка должна осуществляться с зазором минимум 3 мм. Определить качество можно осмотрев ее с тыльной стороны.
Если поверхность с пятнами желтоватого оттенка, это значит, что производитель сэкономил на песке. То-есть вместо качественного песка использовал обычный глинистый. Это считается нарушением технологии и приводит к снижению прочности изделия.
Выбираем покрытие для двора: какое лучше
В вашем дворе идет капитальный ремонт или вы только строитесь? Значит вас, несомненно, волнует вопрос о покрытии. Что выбрать, проверенный годами асфальт или такую модную сейчас тротуарную плитку? А может быть бетон? Что безопасней для нашего здоровья? Какой из этих материалов вы сможете положить самостоятельно? Какие преимущества имеют эти три материала, и есть ли у них недостатки?
Давайте ответим на эти вопросы, разбирая каждый вид покрытия отдельно.
Асфальт
К плюсам асфальта можно отнести:
1. Очень прочный материал, хорошо подходит для стоянки автомобиля, не деформируется, не проседает от давления.
2. На хорошо уложенном асфальте нет зазоров и трещин, в которых может прорастать трава или забиваться мусор.
3. Сам материал стоит недорого, по сравнению с тротуарной плиткой.
Основными минусами асфальтового покрытия является:
1. Невозможность самостоятельной укладки во дворе.
2. Эстетическая сторона. Только что уложенный асфальт имеет красивый черный цвет, но после нескольких лет эксплуатации цвет сереет, и на нем появляются мелкие трещины.
3. Стоимость укладки может превышать в несколько раз стоимость самого материала, плюс почасовая оплата работы асфальтоукатывающего катка.
4. При попадании прямых солнечных лучей начинает выделять опасные канцерогенные вещества.
Тротуарная плитка
Рассмотрим достоинства тротуарной плитки:
1. Ее можно легко уложить самостоятельно.
2. Имеет множество вариантов расцветки, например, в тон облицовки самого дома или забора.
3. Возможна укладка узоров.
4. Экологически чистый материал, при нагревании не выделяет канцерогенных веществ.
5. Легко демонтируется в случае перепланировки двора.
6. Тротуарная плитка более долговечна, чем асфальт.
К минусам тротуарной плитки можно отнести:
1. В зимний период требует особого ухода, поскольку даже незначительная влага на поверхности делает ее очень скользкой.
2. Убирать снег нужно до того, как он будет притоптан, при устранении льда можно серьезно повредить поверхность.
Бетон
Бетон прост и надежен. Вот его основные преимущества:
1. Подходит для укладки возле гаража, не деформируется.
2. Небольшие участки можно уложить самостоятельно, для больших площадей лучше подойдет бетон заводского производства, это поможет избежать растрескиваний в местах соединения разных замесов.
3. Самый дешевый вид твердого покрытия для двора.
4. Экологически чистый, при нагревании нет испарения битумных смол, как у асфальта.
Недостатков у такого покрытия значительно больше:
1. Недолгий срок службы, всего 5-7 лет.
2. Плохо переносит перепады температур, растрескивается. В щели попадает вода, которая при отрицательной температуре замерзает, расширяя отверстия, что ведет к тому, что края начинают крошиться.
3. Кроме того, бетонное покрытие пылит.
Напыляемая теплоизоляция пенополиуретаном
Пенополиуретан – это синтетический материал, представляющий собой застывшую полиуретановую пену. Жесткий пенополиуретан используется в строительстве в качестве утеплителя. На сегодняшний день напыляемая теплоизоляция пенополиуретаном стала одним из самых распространенных способов утепления. С помощью специальных аппаратов пенополиуретан распыляется и наносится на различные поверхности самой сложной геометрической формы, образуя качественную бесшовную изоляцию. Методом напыления пенополиуретана утепляют кровли, стены, перекрытия зданий, а также цистерны, автофургоны, теплотрассы и т.п.
Что выбрать
Определить абсолютно четко, какое покрытие лучше, не так просто. Многое зависит от таких факторов, как:
- Основным наполнителем в асфальте является песок, а в бетоне щебень крупных фракций. Из этого следует, что бетонное покрытие отличается прочностью, но уступает асфальту в эстетике.
- Срок выполнения работ по обустройству порядка 300 м² асфальтированного покрытия составляет около 2 дней, с которым справляется бригада из 4 человек; а бетонного: 3-4 дня для производства заливки и 28 дней до момента полного схватывания (все можно сделать самостоятельно).
- Асфальт более гладкий.
- Период безремонтной эксплуатации бетона составляет 10-12 лет, а асфальтированного только 5-7 лет.
- Следует отдать предпочтение бетонному покрытию, если предполагаемые работы планируются в холодное время года.
- С точки зрения экономики: изначально бетонное покрытие в денежном эквиваленте обходится процентов на 70-80 дороже, чем асфальтированное. Это факт. Но, не следует забывать о том, что асфальт недолговечен и уже через небольшой промежуток времени начинаются его постоянные ремонты. Таким образом, спустя 7-8 лет (если сравнивать два вида покрытия), получается, что затраты на приобретение и содержания каждого из них (то есть, все в комплексе), практически, сравняются.
- По асфальту могут передвигаться люди и легковой транспорт; бетонное покрытие выдерживает все, включая грузовой транспорт и тяжелые механизмы. Поэтому, если предполагается минимальное движение (то есть, средняя нагрузка на покрытие), то нет смысла переплачивать и укладывать бетон.
- Асфальт может быть поврежден даже вследствие незначительного механического воздействия. Но, ремонтные работы можно производить исключительно в теплую (причем, не дождливую) погоду.