Интегральная психология

Что такое трансперсональная психология

Трансперсональная психология — направление в психологии, которое изучает Walsh R. Vaughan F. On transpersonal definitions. Journal of Transpersonal Psychology изменённые состояния человеческой психики, такие, например, как духовный кризис, стресс и экстаз. Фактически эта область знаний пытается охватить такие аспекты, как жизнь и смерть, возможности человеческого сознания, связь со Вселенной и трансцендентные Выходящие за пределы чувственного опыта, трезвого разума. — Прим. автора. переживания.

Как видно из определения, предмет изучения этого направления чрезвычайно широк. Так, трансперсональных психологов интересуют Lajoie D. H. Shapiro, S. I. Definitions of transpersonal psychology: The first twenty‑three years. Journal of Transpersonal Psychology :

  • дородовые переживания;
  • духовное развитие человека;
  • природа интуиции и способности к творчеству;
  • парапсихология;
  • духовные и религиозные практики;
  • воздействие психоделиков на человеческое сознание;
  • дыхательные и медитативные методики, йога;
  • переживания, связанные со смертью.

Трансперсональная психология пытается Taylor S. Transpersonal Psychology. Psychology Today соединить западную психологию с восточными духовными практиками для изучения особенностей изменённого сознания. Приверженцы теории утверждают, что существуют общие Kasprow M. C., Scotton B. W. A review of transpersonal theory and its application to the practice of psychotherapy. The Journal of psychotherapy practice and research для всего человечества духовные переживания и трансцендентные состояния вроде альтруизма, ощущения причастности к социуму, тяги к творчеству.

Трансперсональное направление заявляет об ограниченности нормального состояния и бросает Friedman H., Hartelius G. Transpersonal Psychology, Overview. Encyclopedia of Critical Psychology. Springer. New York вызов многим устоявшимся представлениям в классической психологии и психиатрии. Например, последователи этого учения находят Kasprow M. C., Scotton B. W. A review of transpersonal theory and its application to the practice of psychotherapy. The Journal of psychotherapy practice and research связи между высказываниями мудрецов и безумцев и рассматривают молитву как элемент терапии кардиологических заболеваний.

Как считается в трансперсональной психологии, глубоко за пределами сознания хранятся Kasprow M. C., Scotton B. W. A review of transpersonal theory and its application to the practice of psychotherapy. The Journal of psychotherapy practice and research те воспоминания и факты из жизни человека, которые он забыл, а то и вовсе не знал. Это роднит теорию с гипотезой вытесненных болезненных воспоминаний из концепции психоанализа. Среди прочего к подавленным воспоминаниям трансперсональные психологи относят Freeman A. A Daniel Come To Judgement? Dennett and the Revisioning of Transpersonal Theory. Journal of Consciousness Studies якобы хранящиеся в подсознании сведения о рождении и событиях до него.

Цель трансперсональной психологии — помочь человеку избавиться от «мусора» вроде негативных переживаний и комплексов, освободиться от груза бессознательного и изменить жизнь к лучшему.

Работы Кена Уилбера

Работы Уилбера пересекли многие границы, будучи оценены в рамках различных культур. Мы покажем вам некоторые из них:

  • Комплексная психология. В этой книге Уилбер представляет краткое изложение модели и ее концепции в целом. Кроме того, он описывает рост и развитие человека с разных уровней, на которых могут возникать разные патологии.
  • Сознание без границ. Автор проходит через спектр человеческого сознания. Кроме того, он также пытается объяснить страдания человека и текущий разрыв личности.
  • Краткая история всех вещей. Это одна из самых последних мыслей автора. В нем рассматриваются вопросы секса, души и духа, интересно, какое место мы занимаем. Кроме того, он показывает фазы эволюции и рассматривает текущие вопросы, которые ведут к размышлению.
  • Три глаза знания. Уилбер анализирует три сферы знания: эмпирическое царство чувств, рациональное царство ума и созерцательное царство духа.
  • Трамп и загробная жизнь. Это книга, основанная на размышлениях, в которой он задается вопросом, как мы пришли в этот момент. Кроме того, он предлагает различные решения, чтобы закрыть текущий большой социальный раскол.

Кен Уилбер предлагает всеобъемлющий и глубокий инструмент или модель, основанную на превосходстве- для понимания мира. Своей мыслью он приглашает нас испытать события, как физические, так и психические, с другой точки зрения..

Этот автор фокусируется на особенно важных вопросах. Его теория позволяет нам подойти к новой парадигме концепции вселенной, спасая и примиряя традиции и теории. По словам Роджера Уолша, австралийского профессора психиатрии:

С его теорией, работами, рассказами, видео и другими материалами можно ознакомиться. Для этого у этого автора есть своя страница. Прекрасное интерактивное пространство для исследования.

Перспективы психологии

Психологи изучают поведение с разных психологических точек зрения, каждая из которых основана на общем наборе предположений о том, что важно изучать и как это изучать. Некоторые проводят подробные биологические исследования мозга, другие исследуют, как мы получаем информацию, другие анализируют роль эволюции, а третьи — влияние культуры и общества

Некоторые проводят подробные биологические исследования мозга, другие исследуют, как мы получаем информацию, другие анализируют роль эволюции, а третьи — влияние культуры и общества.

Классическими современными взглядами в психологии на принятие научных стратегий были бихевиористы, которые славились своей зависимостью от контролируемого лабораторного эксперимента и неприятием любых невидимых или подсознательных сил в качестве причин поведения.

Позже когнитивная психология также приняла этот строгий, научный, лабораторный подход в применении к памяти, восприятию, когнитивному развитию, психическим заболеваниям и многому другому.

Методы психологического воздействия

Например, многих интересует, какими методами оказывается психологическое воздействие на людей. А ты интересовалась этим вопросом? Это полезно знать, чтобы не поддаваться манипуляциям со стороны других людей и чтобы самой применять эти методы в общении (разумеется, из добрых побуждений).

Так вот, основные методы психологического воздействия следующие:

  1. Заражение

    Это передача эмоционального состояния от одного человека к другому. Человек-«мишень» обычно заражается неосознанно: эмоциональное состояние считывается подсознательно. Это касается разных сильных чувств: эйфории, восторга, паники, злости, страха.

    Заражение – древнейший метод психологического воздействия. На нем построены многие религиозные ритуалы и различные массовые мероприятия (демонстрации, забастовки, митинги, зрелища).

  2. Внушение

    Это убеждение человека при помощи слов на эмоциональном фоне. Внушение будет иметь силу, если говорить уверенно, подкрепляя смысл слов соответствующим тоном, эмоциональной мимикой и жестикуляцией. Наиболее внушаемыми являются неуверенные в себе люди и те, кто не воспринимают информацию критически (то есть подвергая сомнению и ища аргументы).

    Самый ходовой способ: манипулятор преподносит желаемое поведение человека-«мишени» как реальное, причем положительно оценивает его. Например, глава города может сказать: «Благодарю жителей за то, что они соблюдают масочный режим», хотя, на самом деле, граждане и не думали надевать маски. Такой подменой ожидаемого факта на якобы свершившийся оратор пытается побудить людей к определенному поведению.

    Или еще пример: в беседе с рассеянным коллегой может сработать какое-нибудь «люблю с тобой иметь дело, потому что ты внимательно относишься к моим словам».

    Также эффективно соединять внушаемую информацию с такими фактами, которые человек сам пережил, которые ему хорошо знакомы и вызовут отклик.

  3. Убеждение

    Это донесение информации при помощи построения логической цепочки. Самый безобидный способ, без манипуляций, фальши и эмоций.

  4. Подражание

    Воспроизведение человеком образца поведения: манеры говорить, походки, жестов, мимики, одежды и так далее. Обычно происходит на подсознательном уровне.

Виды психологии.

Традиционно все виды психологии делят на две большие группы:

  • Академическая – это наука ради науки. Она изучает психические проявления, характерные для людей (или животных) в общем, выводит обобщенные зависимости между событиями или явлениями во всех сферах психической жизни. Ее цель – разрабатывать теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей, изучать отдельные психологические феномены. Это научный базис, который объединяет основы психологической науки и создает условия для ее развития.
  • Прикладная (практическая) – это наука, нацеленная на получение конкретного результата. Она исследует способы, которые помогают «приложить» научные знания к повседневной жизни или в профессии. Ее цель – разработать конкретные рекомендации по совершенствованию психической жизни, а также получить ту самую обратную связь, что дает возможность проверить правдоподобность (или неправдоподобность) научных теорий. Прикладная наука тесно связана с психиатрией, психотерапией, просветительской работой, тренингами.

Виды психологии отвечают на вопрос: как работает психология. Чем конкретно занимается психологическая наука можно понять, если подробней изучить ее разделы, направления, сферы.

Основные разделы академической психологии.

Разделы психологии формируются на разных основаниях: по цели деятельности, по предмету или объекту исследования, по связи с другими научно-исследовательскими практиками:

  • Возрастная – изучает психоэмоциональную активность и формирование личности на разных этапах жизни от рождения до смерти (детская, подростковая, геронтопсихология).
  • Социальная – изучает закономерности жизнедеятельности людей, включенных в социальные группы или общности.
  • Дифференциальная – изучает индивидуальные психофизиологические различия между людьми, особенности поведения, отдельные свойства высшей нервной деятельности.
  • Аномальная – изучает проявления различных нарушений в работе мозга.
  • Клиническая (медицинская, патопсихология) – изучает психические явления с точки зрения их взаимосвязи с заболеваниями.
  • Когнитивная – изучает познавательные процессы человеческой психики (ориентирована на исследование чувств, памяти, воображения, силы воли, логического мышления).
  • Консультативная – систематизирует и описывает процессы оказания психологической помощи.
  • Зоопсихология – изучает не психику животных саму по себе, а чтобы исследовать предпосылки человеческого сознания.
  • Педагогическая – разрабатывает психологические основы обучения, воспитания.
  • Психолингвистика – изучает внутренний мир личности, которая взаимодействует с миром посредством речи.

Основные разделы и направления прикладной психологии.

Прикладная психология — это обширная разветвленная сеть отраслей и дисциплин, внутри которых существует немало подкатегорий, связанных между собой и с другими науками. Областями прикладной психологии считаются:

  • Психокоррекция: прицельное воздействие на психику для того, чтобы привести ее в соответствие возрастным или другим нормам.
  • Психодиагностика: разработка и применение разных методов распознавания психологических особенностей конкретного человека или группы людей (тестирование, опросники).
  • Психотерапия: оказание психологической помощи психически здоровым людям, а также клиентам с личностными расстройствами.
  • Психологическое консультирование: помощь психически здоровым людям в сложной жизненной ситуации.

Прикладная наука объединяет области, нацеленные на практическую помощь людям, которые в ней нуждаются. Независимо от происхождения, статуса, возраста за психологической помощью могут обратиться те, кто:

  • Не умеет или не может общаться с окружающими, налаживать социальные связи.
  • Планирует или строит свой бизнес.
  • Находится в постоянном конфликте с окружающими или с самим собой.
  • Переживает сложную жизненную ситуацию.
  • Чувствует, что отношения с партнером на грани разрыва.
  • Обеспокоен поведением детей-подростков.
  • Испытывает постоянную апатию, упадок сил, агрессию, раздражительность.
  • Страдает от панических атак, фобий, страхов.
  • Не может справиться со своими вредными привычками.
  • Хочет выбрать профессию или задумывается о смене профессии.

2 направления в науке, которые помогут лучше понять, что такое психология

Еще с древних времен психологию сравнивали с философией. А все потому, что она тоже занималась изучением сложных процессов, которые нельзя увидеть воочию. Люди издавна начали задумываться о душевном самочувствии, наблюдать за своими мыслями и реакциями.

А поскольку это — совокупность множества сложных процессов, то психология разделилась на два направления:

Фундаментальная – этот раздел занимается изучением базовых или фундаментальных процессов, таких как внимание, память, воображение, речь и другими, а также различными психологическими состояниями.

Прикладная – эта часть психологической науки базируется на первой, но ее задачей является исследование поведенческих реакций человека. Такие знания применются в различных сферах жизни.. Два эти направления, дающие понять, что такое психология, ставят перед собой такие задачи

Два эти направления, дающие понять, что такое психология, ставят перед собой такие задачи

  • изучение работы психики и ее закономерностей;
  • исследование психологических состояний и их изменений с развитием личности;
  • выявление свойств индивида, как существа биологического и социального.
    Но разделение психологии на фундаментальную и прикладную — это лишь верхушка айсберга.

История психологии

В философском контексте психология существовала около тысячи лет назад в Древней Греции, Египте, Индии, Персии и Китае.

В 387 г. до н.э. Платон предположил, что в мозгу происходят умственные процессы, а в 335 г. до н. э. Аристотель предположил, что в сердце.

Авиценна, известный мусульманский врач, родившийся в 980 году нашей эры, изучал и лечил эпилепсию, ночные кошмары и плохую память. Утверждалось, что первые больницы для лечения психиатрических заболеваний были созданы исламскими врачами в средневековье.

В 1774 году Франц Месмер предположил, что гипноз, или «месмеризм», может помочь в лечении некоторых видов психических заболеваний.

В 1793 году Филипп Пинель освободил первых пациентов с проблемами психического здоровья из заключения, что стало сигналом к более гуманному обращению.

В 1879 году Вильгельм Вундт, Германия, основал психологию как самостоятельную экспериментальную область исследования. Он создал первую лабораторию, которая проводила психологические исследования исключительно в Лейпцигском университете. Вундт известен сегодня как основатель психологии.

В 1890 году американский философ Уильям Джеймс опубликовал книгу под названием «Основы психологии». Это обсуждалось психологами по всему миру на протяжении многих десятилетий. В том же году штат Нью-Йорк принял Закон о государственной помощи, в соответствии с которым люди с проблемами психического здоровья должны были покинуть свои дома и направиться в больницу для лечения.

Герман Аббингаус, который жил с 1850 по 1909 год и работал в Берлинском университете, был первым психологом, который интенсивно изучал память.

Иван Павлов, живший с 1849 по 1936 год, провел знаменитый эксперимент, который показал, что собаки выделяют слюну в ожидании пищи, вводя понятие условного рефлекса.

Зигмунд Фрейд, живший с 1856 по 1939 год, разработал область психоанализа, типа психотерапии. Он использовал интерпретирующие методы, самоанализ и клинические наблюдения.

Он сосредоточился на разрешении бессознательных конфликтов, психических расстройств и психопатологии. Фрейд утверждал, что бессознательное было причиной большинства мыслей и поведения людей, а также проблем психического здоровья.

Э. Б. Титченер, твердо верил в структурализм, который фокусируется на вопросе: «Что такое сознание?». Уильям Джеймс и Джон Дьюи были убежденными сторонниками функционализма, в котором говорилось: «Для чего нужно сознание?». Дискуссия между функционалистами и структуралистами привела к быстрому росту интереса к психологии.

Бихевиоризм

В 1913 году американский психолог Джон Б. Уотсон основал новое направление, которое изменило всю психологию. Поведение, утверждал он, является не результатом внутренних психических процессов, а результатом того, как мы реагируем на окружающую среду. Бихевиоризм сосредоточен на том, как люди формируют новое поведение из окружающей среды.

Гуманизм

Гуманисты рассматривали бихевиоризм и психоаналитическую теорию как слишком бесчеловечные. Вместо того, чтобы быть жертвами окружающей среды или бессознательного, они предположили, что люди изначально совершенны и что наши собственные психические процессы играют активную роль в нашем поведении. Гуманистическое движение много внимания уделяет эмоциям, свободной воле и субъективной оценке опыта.

Когнитивная теория

Появившаяся в 1970-х годах, она считается самой последней школой в психологии. Когнитивные теоретики полагают, что мы воспринимаем информацию из окружающей среды через наши чувства, а затем обрабатываем данные мысленно, организуя их, манипулируя ими, запоминая их и связывая с информацией, которую мы уже знаем. Когнитивная теория применяется к языку, памяти, обучению, системам восприятия, психическим расстройствам и сновидениям.

В настоящее время психологи изучают все эти подходы и выбирают то, что кажется наилучшим из каждого подхода для конкретной ситуации.

Предельное состояние сознания

На всём протяжении данной книги мы указывали на то, что Абсолют — это и наивысшее состояние бытия, и основа всего сущего; и цель эволюции, и её основа; и наивысшая стадия развития, и реальность, или таковость, всех стадий развития; и наивысшее из всех условий, и Условие всех условий; и наивысшая ступень в лестнице, и дерево, из которого сделана вся лестница как таковая. Всё меньшее, чем этот парадокс, порождает либо пантеистический редукционизм — с одной стороны, либо безудержный и радикальный трансцендентализм — с другой.

Неспособность ухватить этот указующий парадокс привела не одного современного теоретика (находящегося в поисках новой парадигмы) к схлопыванию и приравниванию Духа к каким-то только лишь «холистическим» открытиям, сделанным физикой, биологией или психологией. Это ошибка путаницы общей суммы теней в пещере с запредельным пещере Светом. Соответственно, в качестве противовеса такому современному и широкораспространённому пантеистическому редукционизму на протяжении данной книги я подчёркивал преимущественно тот аспект Духа, который является «высшей ступенью», и которому свойственно развитие и трансцендентальность.

Но, безусловно, нельзя упускать из виду и иную сторону парадокса. Хотя Дух совершенно трансцендентен, он также ещё и совершенно имманентен. Я твёрдо убеждён, что если новой и всеобъемлющей парадигме когда-либо  суждено возникнуть, то данный парадокс будет находиться в самой её сердцевине. Коль скоро доселе я подчёркивал трансцендентальный аспект Духа как «высшей ступени», я не могу придумать лучшего способа завершить настоящую книгу, чем акцентировать в заключение имманентный, или вездесущий, его аспект.

Детские годы

Появился на свет маленький гений тридцать первого января 1949 года в Оклахома-Сити, штат Оклахома, Соединенные Штаты Америки. Уилбер Кен родился в семье военного, поэтому родители были вынуждены постоянно переезжать с места на место. За первые четыре года обучения ребенок сменил четыре школы. На воспитание и развитие мальчика в большей степени повлияла мама, которая с пеленок прививала ему чувство прекрасного.

Благодаря недюжинным способностям, которые родители своевременно заметили и активно развивали, Уилбер был лучшим учеником в школе. Одаренный умственно мальчик хорошо прижился в коллективе, его любили и уважали одноклассники, которые и дали ему кличку «Мозг». Однако же Кен очень стеснялся своих навыков, поэтому пытался заниматься и другими видами деятельности: он активно участвовал в культурно-массовых мероприятиях, школьных спектаклях и открытых уроках, принимал участие в состязаниях по различным видам спорта.

Уилбера и во взрослой жизни постоянно разрывали противоречия. Он не считал себя социопатом, наоборот, ему очень нравилось общаться с людьми. Но так как умственная деятельность требует достаточно времени на размышление, ему приходилось все чаще бывать наедине с собой.

Разработанные концепции

Ключевую позицию во многих трудах писателя занимает определение «холон». Оно является обозначением элементарного, структурной единицей такой материи, как Космос. Уилбер хотел докопаться до истины и понять, из чего состоит мир, что является тем самым наименьшим и неделимым. Философ соглашался с мнением о том, что каждый предмет можно рассматривать с нескольких сторон – он является частью чего-то, но при этом и единым целым для других компонентов. То есть все вокруг не может быть только целым или только составляющим чего-либо. Поэтому в своих книгах Уилбер именовал объекты холонами.

Также у философа было свое мнение о появлении и развитии человека. Он считал, что многие ученые описывают эволюцию лишь со стороны науки биологии. А вот физические, интеллектуальные и духовные аспекты остались практически незамеченными.

Уилбер всегда считал, что лишь пройдя через определенные трудности и получив некий опыт, человек может адекватно оценивать ситуацию, понимать и сострадать другим. Лишь, почувствовав боль, он наполняется жизнью. По его мнению, все люди оценивают происходящее лишь через призму нажитого багажа знаний, эмоций и чувств. А в окружающих мы видим лишь отражение себя собственного. Его книги помогают понять не только себя, но и окружающую действительность.

Интегральная психология

Словосочетание «интегральная психология» впервые было использовано в 1940-е Индра Сеном, учеником индийского философа-мудреца Шри Ауробиндо (1872 – 1950), для описания синтеза йоги (карма-йоги, джняна-йоги и бхакти-йоги), предложенного Ауробиндо. Четыре десятилетия спустя, в 1986 году, Сен опубликовал в Индии книгу, озаглавленную «Интегральная психология: Психологическая система Шри Ауробиндо». Параллельно с этим другой ученик Ауробиндо Харидас Чаудхури, работавший относительно независимо от Сена, предложил дальнейшее развитие психологии интегральной йоги, основываясь на эволюционной философии своего учителя. Его подход к интегральной психологии был описан в книге «Эволюция интегрального сознания» (1977). В более недавнее время Брант Кортрайт написал книгу под названием «Интегральная психология: Йога, развитие и открытие сердца» (2007), в которой исследуется психотерапия в контексте традиции интегральной йоги Шри Ауробиндо.

Психология интегральной йоги Ауробиндо, по сути, состоит из трёх систем:

(1) поверхностное/внешнее/фронтальное сознание (обычно грубое состояние), включающее физический, витальный и ментальный уровни сознания;

(2) более глубокая душевная система, или душа, находящаяся «позади» фронтального на каждом из его уровней (внутреннее физическое, внутреннее витальное, внутреннее ментальное и глубочайшее душевное; обычно тонкое состояние);

(3) вертикальные восходящие/нисходящие системы, простирающиеся от уровней выше ума (возвышенный ум, озарённый ум, интуитивный ум, надразум, сверхразум; включает причинное и недвойственное) до уровней ниже ума (подсознание и бессознательное ). Все они возлежат в Сат-Чит-Ананде, или чистом недвойственном Духе.

В дополнение к траектории психологии йоги Ауробиндо, сформулированной Сеном, Чаудхури и Кортрайтом (а также другими), ещё одна разновидность интегральной психологии была предложена интегральным теоретиком Кеном Уилбером. Подход Уилбера к психологии пересмотрел и расширил открытия ауробиндовской философской школы. Существует множество пересечений между интегральными психологиями Ауробиндо и Уилбера (см. Vrinte, 2002). С первых лет своей писательской карьеры, начавшейся в 1973 году (за пять лет до публикации «Эволюции интегрального сознания» Чаудхури), Уилбер опирался на концепции Шри Ауробиндо. Хотя уникальный подход Уилбера к психологии и имеет определённые корни в совершённом Шри Ауробиндо эволюционном синтезе духовной практики, его ответвления охватывают новые интегральные сферы.

На интегральную психологию Уилбера более всего повлиял ряд выдающихся психологов, таких как Джеймс Марк Болдуин, Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже, Норман О. Браун, Абрахам Маслоу и Джейн Лёвинджер (а также многие философы, теоретики и исследователи из нескольких десятков дисциплин). На самом деле Уилбер называет американского философа и психолога Джеймса Марка Болдуина (1861 – 1934), а не Ауробиндо, первым интегральным психологом. 

В дополнение к опоре на важнейшие открытия, сделанные отдельными исследователями различных областей, интегральная психология представляет собой подлинную интеграцию основных школ психологии: психоаналитической, гуманистической, трансперсональной, когнитивной, психологии развития, нейропсихологической, культурологической, эволюционной и т. д

В результате синтеза различных психологических традиций интегральная психология акцентирует внимание на таких понятиях, как вложенные иерархии множества интеллектов, или способностей, возникающие в процессе развития дисфункции, спектр защитных механизмов и комбинирование методов лечения

Оформившееся в свою зрелую форму воззрение Уилбера на интегральный подход к психологии представлено в его книге «Интегральная психология: Сознание, дух, психология, терапия» (1999). В данном тексте Уилбер представляет свою AQAL-модель (обсуждается ниже) и опирается на кросспарадигматический подход к описанию сущностных характеристик интегральной психологии. Этот текст широко известен за сводные таблицы, расположенные в конце книги, в которых сопоставляются и сравниваются более чем 100 школ психологии развития — западных и восточных, древних и современных. На основании этого сопоставления Уилбер создал модель полного спектра психологии человека, используя все системы для того, чтобы заполнить пробелы, имеющиеся в каждой из школ, взятой в отдельности.

Психология человека – что это?

Ученые умы несколько веков изучают психологию и до сих пор не определились с тем, что именно они изучают.

С древнегреческого «психология» переводится как учение о душе, но по ходу истории фокус этой науки был направлен на самые разные объекты: сознание, опыт, поведение, бессознательное, восприятие образов, проблемы бытия, познавательные способности и так далее.

Если пойти простым путем и оттолкнуться от современного восприятия термина, то психология изучает психику. А психика – это свойство субъективного отражения объективного мира, которым обладает только высокоорганизованная живая материя. То есть человек с его мозгом, нервами, чувствами. Но, опять же, это узкое понимание слова «психика».

Одной из актуальных интерпретаций предмета, который изучает психология, является внутренний мир человека.

Что интересует психологию:

познавательные процессы (мышление, речь, внимание, память, воображение, представление, ощущение и пр.),
психические состояния (любовь, восхищение, страх, тревога, утомление, ненависть, печаль, решительность, желания, влечения, интересы и пр.),
психические свойства (темперамент, характер, способности и пр.),
исполнительные функции (контроль внимания, подавление автоматических реакций, когнитивное торможение и гибкость и пр.).

Библиография трудов Кена Уилбера

Уилбер-1 («Романтический период») — 1973 – 1979

The Spectrum of Consciousness. — Quest Books, 1977.

No Boundary: Eastern and Western Approaches to Personal Growth. — Shambhala, 1979. На русском языке: Уилбер К. Никаких границ: Восточные и западные пути личностного роста. — М.: АСТ, 2004. (В интернете в открытом доступе имеется альтернативный перевод, озаглавленный «Безграничное».)

Уилбер-2 («Развитие к благу»; до-/над– заблуждение) — 1980 – 1982

The Atman Project: A Transpersonal View of Human Development. — The Theosophical Publishing House, 1980. На русском языке: Уилбер К. Проект Атман: Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. — М.: АСТ, 2004.

Up from Eden: A Transpersonal View of Human Evolution. — Anchor Press/Doubleday, 1981.

The Holographic Paradigm and Other Paradoxes: Exploring the Leading Edge of Science (под ред. Ken Wilber). — Shambhala, 1982.

Уилбер-3 (Множество линий развития) — 1983 – 1987

A Sociable God: A Brief Introduction to a Transcendental Sociology. — Shambhala, 1983.

Eye to Eye: The Quest for the New Paradigm. — Doubleday Books, 1984. На русском: Уилбер К. Очи познания: плоть, разум, созерцание. — М.: РИПОЛ-Классик, 2016.)

Quantum Questions: Mystical Writings of the World’s Great Physicists (под ред. Ken Wilber). — Shambhala, 1984.

Transformations of Consciousness: Conventional and Contemplative Perspectives on Development (под ред. Ken Wilber, Daniel Brown, Jack Engler). — Shambhala, 1986.

Spiritual Choices: The Problem of Recognizing Authentic Paths to inner Transformation (под ред. Ken Wilber, Dick Anthony, Bruce Ecker). — Paragon House Publishers, 1987.

Grace and Grit: Spirituality and Healing in the Life of Treya Killam Wilber. — Shambhala, 1991. — На русском языке: Уилбер К. Благодать и стойкость: Духовность и исцеление в истории жизни и смерти Трейи Киллам Уилбер. — М.: Открытый Мир, 2008. (Переиздание — М.: Постум, 2013.)

Уилбер-4 («все квадранты и уровни») — 1995 – 2001

Sex, Ecology, Spirituality: The Spirit of Evolution. — Shambhala 1995.

A Brief History of Everything. — Shambhala, 1996. — На русском: Уилбер К. Краткая история всего. — М.: Постум, 2015.

The Eye of Spirit: An Integral Vision for a World Gone Slightly Mad. — Shambhala, 1997. На русском языке: Уилбер К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира. — М.: АСТ, 2002.

The Essential Ken Wilber: An Introductory Reader. — Shambhala, 1998.

The Marriage of Sense and Soul: Integrating Science and Religion. — Random House, 1998

One Taste: The Journals of Ken Wilber. — Shambhala, 1999. На русском языке: Уилбер К. Один вкус: Дневники Кена Уилбера. — М.: АСТ, 2004.

Integral Psychology: Consciousness, Spirit, Psychology, Therapy. — Shambhala, 2000. На русском языке: Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. — М.: Издательство К. Кравчука, 2004.

A Theory of Everything: An Integral Vision for Business, Politics, Science and Spirituality. — Shambhala, 2000. На русском языке: Уилбер К. Теория всего: Интегральный подход к бизнесу, политике, науке и духовности. — М.: Постум, 2013.

Уилбер-5 (интегральная постметафизика, интегральный методологический плюрализм) — 2001 — н. в.

Boomeritis: A Novel That Will Set You Free. — Shambhala, 2002. На русском языке: Уилбер К. Бумерит: Книга, которая тебя освободит. — Электронное издание. — М.: Ориенталия, Айпрактик, ноябрь 2013.

Integral Spirituality: A Startling New Role for Religion in the Modern and Postmodern World. — Shambhala, 2006. — На русском языке: Уилбер К. Интегральная духовность: Новая роль религии в современном и постсовременном мире. — Электронное издание. — М.: Ориенталия, Айпрактик, ноябрь 2013.

The Integral Vision: A Very Short Introduction to the Revolutionary Integral Approach to Life, God, the Universe, and Everything. — Shambhala, 2007. — На русском языке: Уилбер К. Интегральное видение: Краткое введение в революционный интегральный подход к жизни, Богу, вселенной и всему остальному. — М.: Открытый Мир, 2009. (Проектом «Айпрактик» намечено переиздание в виде электронной книги.)

C 2014 года намечается выход новых долгожданных трудов Кена Уилбера на английском языке, в том числе второго тома трилогии «Космос» (первым томом была книга «Sex, ecology, spirituality») и работы «Четвёртый поворот» («The Fourth Turning»). Вышла также книга «Интегральная медитация» («Integral meditation»; русский перевод готовится).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Домашний Фен-Шуй
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: