Какие этапы работ включает ямочный ремонт
Грязь, вода, холод, и механическое воздействие, все это негативным образом сказывается на долговечности дорожного полотна. Со временем на нем появляются выбоины и трещины, которые увеличиваются с каждым днем, если ничего не предпринять.
Ямочный ремонт, как раз и направлен на то, чтобы точечно обновить и отремонтировать участок дороги, с минимальными затратами и в самый короткий период времени. Как осуществляется технология ямочного ремонта? Какие этапы работ этому предшествуют? Читайте об этом в строительном сайте .
Итак, ямочный ремонт осуществляется согласно следующей технологии и этапам выполнения работ:
- Сначала происходит демонтаж повреждённого участка дорожного полотна;
- После осуществляется очистка места от грязи и влаги;
- Далее производится разметка границ ремонта выбоин прямыми линиями вдоль и поперёк оси дороги с захватом не поврежденного слоя покрытия на 3–5 см. При этом несколько близко расположенных выбоин объединяют одним контуром или картой;
- Затем следует вырезка‚ вырубка или холодное фрезерование материала ремонтируемого места покрытия по очерченному контуру на всю глубину выбоины, но не менее толщины слоя покрытия. При этом боковые стенки должны быть вертикальными;
- На финишном этапе осуществляется очистка дна и стенок места ремонта от мелких кусков‚ крошки‚ пыли‚ грязи и влаги, обработка дна и стенок тонким слоем жидкого (горячего) или разжиженного битума или битумосодержащей эмульсии.
Только после всех вышеперечисленных работ, осуществляется укладка асфальтной крошки, которая производится за два отдельных этапа.
Подготовка участка при ямочном ремонте
Главный упущением недобросовестных работников, год из года восстанавливающих одни и те же места, является ремонт только верхнего слоя повреждённого участка, в то время как технология ямочного ремонта подразумевает возобновление и нижележащего слоя.
Для этого сначала следует отделить испорченный участок от неповреждённого покрытия. Вырубить нужный квадрат ровно возможно только с помощью дорожной фрезы. Лишь при использовании данного инструмента стенки квадрата останутся ровными и будут обладать равной глубиной. Более комфортными в этом плане считаются навесные фрезы, располагаемые на стреле мини-погрузчика или в заднем свесе. Уже после очищения дефектного сектора от крошек и пыли его днище и кромки обрабатываются разогретым битумом или жидкой битумной эмульсией, и только после этого заливается асфальтобетонная смесь.
Демонтаж асфальтового покрытия
Демонтаж асфальта чаще всего является подготовительным этапом перед укладкой нового дорожного покрытия. Проводится демонтаж асфальта ручным способом на небольших участках и механизированным на больших территориях. Для демонтажа применяется специальное оборудование и техника, а по завершению работ организовывается вывоз строительного мусора.
Этапы работ при демонтаже асфальта
Качественный демонтаж асфальтового покрытия проводится в несколько этапов. Работу должна проводить квалифицированная бригада специалистов по укладке и демонтажу дорожного покрытия. Только тогда работа будет проведена по технологии в соответствии с принятыми нормами и стандартами.
При демонтаже асфальта вначале снимается верхний слой покрытия. Далее поверхность укатывается с помощью специальной техники, чтобы получилась асфальтовая крошка. Полученная крошка может быть утилизирована или отправлена на переработку для вторичного использования при укладке дорожного полотна. В любом случае полученная асфальтовая крошка вывозится на грузовом автомобиле.
При ручном методе демонтажа покрытия применяются лом, кирка, кувалды, режущие установки. Если территория очень большая, то без специализированной техники не обойтись. Так, для демонтажа асфальта используется гидравлический молот, экскаватор, специальные буровые машины, фрезерные агрегаты, шлифовальные установки. Хорошее оборудование позволяет проводить демонтаж быстро и качественно.
Методы разборки асфальтового покрытия
Разборка асфальтового покрытия может проводиться только после проведения предварительных демонтажных работ. Данный процесс весьма не прост, так как разборка осуществляется вручную с использованием дополнительного оборудования. Чем толще слой асфальтового покрытия, тем сложнее управлять оборудованием.
Демонтаж асфальтового полотна должен проводиться с учётом местной транспортной развязки, состояния полотна, вида покрытия и других факторов. Очень часто ремонт полотна проводится постепенно, чтобы не перекрывать движение на всём участке дороги. Асфальт снимается методом послойного удаления изношенного полотна, демонтируется по всей толщине рубашки покрытия или же удаляются только части повреждённых зон.
Для демонтажа асфальтового покрытия применяется один из методов:
- Демонтаж с помощью ударно-отбойного инструмента, который разбивает асфальтовый слой на куски.
- Метод горячего фрезерования, при котором проводится предварительный разогрев дорожного полотна.
- Метод холодного фрезерования, при котором покрытие срезается на заданную толщину. При этом старое дорожное полотно может быть переработано и использовано повторно.
Способ удаления старого дорожного полотна выбирается согласно последующей технологической обработке. При значительном повреждении асфальта, его снимают полностью, при частичном повреждении – заменяют локальные места, удаляя определённую толщину изношенного слоя.
Часто разборка асфальтового покрытия проводится совместно с другими ремонтными мерами. Так, после разборки часто необходима пропитка швов битумом, обустройство выравнивающего слоя из асфальтовой крошки, обработка поверхности дорожной мастикой или битумной эмульсией, а также укладка нового асфальтового покрытия. И, конечно же, после разборки асфальта необходимо организовать уборку, вывоз мусора и благоустройство территории.
demontazh.su
Рентабельность и экологичность переработки асфальта
Применения ресайклера позволяет значительно сократить затраты на переработку старого асфальта. Кроме того, применение технологии холодного ресайклинга снижает негативное воздействие на окружающую среду.
Опыт американской компании показывает, что переработка асфальта на месте позволяет:
- сократить время ограничения движения на проезжей части;
- снизить выбросы СО2, поскольку время работы грузовиков снизилось на 90%;
- экономия средств города составила порядка 1,5 млн. долларов США.
«Холодный ресайклинг на месте обеспечивает высочайшее качество, отличается экономичностью, экологичностью и минимальным влиянием на транспортный поток», констатировал Фрэнк Фаршиди, руководитель проекта из городской администрации Сан-Хосе.
Вторичное использование отходов — цели и виды повторной переработки
Методы переработки промышленного мусора и твердых бытовых отходов
Принцип действия магнитного сепаратора — как устроен, из чего состоит
Как выбрать фронтальный погрузчик для переработки отходов
О мусоровозе КАМАЗ — как выглядит, габариты, тип загрузки
Выбор моющего робота-пылесоса для чистки окон
ГОСТ – укладка асфальта в России. Скачать ГОСТ Р 54401-2011
Основным документом, регламентирующим работы по укладке асфальта (асфальтированию дорог) в России является государственный стандарт ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования.
Национальный стандарт Российской Федерации распространяется на асфальтобетон дорожный литой горячий и на смеси асфальтобетонные дорожные литые горячие (далее — смеси литые), применяемые для устройства покрытий на автомобильных дорогах общего пользования, мостовых сооружениях, тоннелях, а также для производства ямочного ремонта, и устанавливает технические требования к ним.
Коэффициент относительного уплотнения
Это отношение плотности частиц после хранения или добычи к плотности, характерной для сырья, которое было привезено к конечному потребителю. Зная норму, указанную производителем, можно вычислить конечный коэффициент без организации дополнительных исследований.
На момент добычи
Плотность сырья здесь зависит от глубины разрабатываемых залежей, типа котлована, климатической зоны. Указанные в таблице основания позволяют рассчитать конечные параметры материала с учетом сопутствующего воздействия на грунт.
Коэффициент относительного уплотнения на момент добычи
В процессе трамбовки и вторичной засыпки
Обратной (или вторичной) засыпкой называют процедуру заполнения уже вырытого котлована после того, как будут окончены работы или завершено строительство. Как правило, для заполнения котлована используют грунт, также оптимальными для этой цели характеристиками обладает кварцевый песок. Сопутствующее действие – трамбовка, необходимая для усиления прочности покрытия. К уплотнению засыпанного сырья привлекают виброплиты и виброштампы, отличающиеся по производительности и весу.
Коэффициент относительного уплотнения в процессе трамбовки и вторичной засыпки
Таблица выше иллюстрирует пропорциональную зависимость уплотнения от метода трамбовки. Все виды механического воздействия оказывают влияние преимущественно на верхние слои. При извлечении песка структура карьера становится более рыхлой, поэтому плотность сырья может уменьшиться, для отслеживания изменений регулярно организуются лабораторные проверки.
В ходе транспортировки
Перемещение сыпучих материалов сопряжено с рядом сложностей, так как в процессе перевозки больших партий изменяется плотность ресурсов. Как правило, доставку осуществляют автомобильным или железнодорожным транспортом, она сопровождается интенсивным встряхиванием груза (перевозка на судах, в свою очередь, оказывает щадящее воздействие). В подобных условиях на плотность также повлияют атмосферные осадки, перепады температур, возрастание давления на нижние слои.
В лабораторных условиях
Для исследования используют 30 г сырья из аналитического запаса, его просеивают и тщательно высушивают, чтобы получить постоянное значение веса. Приведенный к комнатной температуре материал перемешивают и делят на 2 части.
Образцы взвешивают, соединяют с дистиллированной водой, кипятят для удаления воздуха и остужают. Все операции сопровождаются замерами, на основе полученных данных рассчитывают относительный коэффициент уплотнения.
Вне зависимости от условий изменения характеристик сырья при производстве испытаний учитывают ряд обстоятельств:
- изначальные свойства песка – величина фракций, прочность на сжатие, слеживаемость;
- насыпной вес – плотность, характерная для естественной среды происхождения;
- погодные условия, сопровождающие перевозку;
- максимально возможная плотность, выявляемая в лабораторных условиях;
- тип используемого транспорта – автомобильный, железнодорожный, морской, речной.
Все данные, связанные с коэффициентом относительного уплотнения, прописываются в проектной, технической документации. Данная методика сравнения качеств материала подразумевает использование регулярных поставок: сведения будут корректны лишь при заказе песка у одного производителя, здесь не допустимы изменения в переменных
Важно, чтобы транспортировка осуществлялась одинаковым способом, были сохранены технические характеристики карьера, практиковалась хотя бы примерно схожая длительность хранения сырья на складе
Коэффициент уплотнения необходимо определять и учитывать не только в узконаправленных сферах строительства. Специалисты и обычные рабочие, выполняющие стандартные процедуры использования песка, постоянно сталкиваются с необходимостью определения коэффициента.
Коэффициент уплотнения активно используется для определения объема сыпучих материалов, в частности песка, но тоже относится и к гравию, грунту. Самый точный метод определения уплотнения – это весовой способ.
Широкое практическое применение не обрел из-за труднодоступности оборудования для взвешивания больших объемов материала или отсутствия достаточно точных показателей. Альтернативный вариант вывода коэффициента – объемный учет.
Единственный его недостаток заключается в необходимости определения уплотнения на разных стадиях. Так рассчитывается коэффициент сразу после добычи, при складировании, при перевозке (актуально для автотранспортных доставок) и непосредственно у конечного потребителя.
Технология демонтажа асфальтовых и бетонных дорожных покрытий
Основная цель технологии демонтажа асфальтовых и бетонных покрытий, о которой пойдет речь в данной статье — возможность вторичного использования материалов после разрушения дорожного покрытия.
В настоящее время большинство предприятий дорожной отрасли заинтересованы в снижении себестоимости проводимых работ, стараясь выполнять работу «с колес», избавиться от промежуточных звеньев в поставке материалов и сократить время и накладные расходы.
Технологию демонтажа дорожных покрытий можно разделить на 2 этапа:
1. Разрушение, а точнее деструктуризация полотна дорожного покрытия с помощью специализированного оборудования ударного действия.
2. Переработка продуктов разрушения на мобильном дробильно-сортировочном комплексе, в результате которой получается фракционные материалы заданных размеров.
Этап 1. Разрушение дорожного покрытия с помощью оборудования ударного действия
Разрушение дорожного покрытия производится с помощью оборудования ударного воздействия Impactor 3000 и/или Multi-Hummer.
Несмотря на то, что конструктивно данные модели оборудования отличаются друг от друга, но результат их воздействия на дорожное покрытие примерно одинаков — происходит дробление асфальта или бетона на мелкие фракции или фрагменты, причем в случае демонтажа армированного бетона происходит полное отделение разрушенного бетона от арматуры.
Данное оборудование пришло на смену стандартной технологии демонтажа дорожного покрытия, когда для проведения работ использовались рыхлители, например, на базе бульдозера Komatsu 155, и экскаваторы, например, CAT 320.
В результате работы подобного оборудования дорожное полотно разбивалось на фрагменты размером не менее 150 см, что создавало дополнительные неудобства при транспортировке самосвалами — зачастую негабаритные куски выступали за пределы кузова, а процесс загрузки и разгрузки самосвала занимал слишком много времени. К тому же нередко приходилось с помощью гидромолотов приводить куски асфальтного или бетонного лома до приемлемых размеров для дальнейшей транспортировки.
Оборудование ударного воздействия Impactor 3000 и Multi-Hummer лишено этих недостатков. При демонтаже дорожного покрытия размер фрагментов не превышает 50 см — такие фрагменты легко загружаются в самосвалы и легко перерабатываются в щебень с помощью мобильных дробильно-сортировочных комплексов.
Более подробно о технических характеристиках и использовании оборудования Impactor 3000 вы можете прочитать в нашей статье «Impactor 3000: Машина для уплотнения грунта и разрушения асфальтовых и бетонных покрытий».
Также стоит отметить, что при разрушении асфальтового или бетонного покрытия при помощи машины Impactor 3000 его основание и песчаная подушка не повреждаются — так что по основанию может свободно перемещаться колесное ремонтно-строительное оборудование.
Этап 2. Переработка продуктов разрушения на мобильном дробильно-сортировочном комплексе
При переработке продуктов разрушения дорожного покрытия в щебень используется мобильный дробильно-сортировочный комплекс Extec.
Дробильно-сортировочный комплекс представляет собой автономное устройство на гусеничном ходу. Данный вид оборудования предназначен для измельчения фракций, полученных после разрушения дорожного покрытия, до заранее заданной величины.
Преимущества технологии демонтажа асфальтовых и бетонных дорожных покрытий
Данная технология позволяет производить полный технологический цикл (от разрушения дорожного покрытия до получения вторичного материала) непосредственно на месте производства работ.
А за счет высокой производительности и отсутствия затрат на утилизацию, а также за счет возможности вторичного использования материалов происходит существенное снижение себестоимости и сроков выполнения работ при капитальном ремонте дорожного покрытия.
Стоит отметить, что «Научно-исследовательским институтом транспортно-строительного комплекса» совместно с «Росавтодором» были разработаны стандарты на применяемые технологии по разрушению покрытий и оснований автомобильных дорог.
Более подробную информацию о существующих стандартах и технологии демонтажа асфальтовых и бетонных дорожных покрытий, а также о применении спецтехники вы можете узнать у наших партнеров — компаний «ЭкоДорСтрой» и «Рецикл материалов».
* * *
Ссылки по теме:ООО «ЭкоДорСтрой»ООО «Рецикл материалов»
Метки: Impactor 3000, Multi-Hummer, демонтаж асфальтового покрытия, демонтаж бетонных покрытий, ООО «Рецикл материалов», ООО «ЭкоДорСтрой»
Блог – Технология укладки асфальта по ГОСТу – способы, этапы и используемая техника
Асфальт является самым популярным методом, который применяется для покрытия дорог и тротуаров. Востребованность материала объясняется его уникальными физическими и химическими свойствами. Асфальтирование дорожного полотна – практичное современное решение, которое отличается легкостью (если сравнивать с другими видами покрытия, например, укладкой плитки). Правильно уложенный асфальт при соблюдении технологии укладки асфальта по ГОСТу является стойким к воздействию неблагоприятных климатических факторов, характеризуется износостойкостью и долгим сроком службы.
Основные причины повреждения асфальтного полотна
Ямочный ремонт необходимо производить при частичном разрушении асфальтного покрытия. Причинами его могут быть различные факторы:
- длительная и интенсивная нагрузка на дорожное полотно (большой ежедневный поток транспорта);
- состав или структура асфальтного покрытия не соответствует нагрузкам на него;
- повреждения асфальта от механического воздействия;
- покрытие повреждено вследствие проведенных ремонтных и восстановительных работ коммунальных служб (замена коммуникаций, ликвидация порывов труб);
- корни растущих неподалеку зеленых насаждений;
- разрушение асфальта от регулярного воздействия на него горюче-смазочных материалов.
Частичное «расслоение» асфальтного покрытия может быть спровоцировано нарушенной технологией изготовления состава. Это может быть недостаточное количество битума в смеси или были допущены нарушения при укладке асфальтного полотна.
Производить «дырочно-латочный» ремонт необходимо для того, чтобы покрытие не разрушалось еще больше, что приведет к полной замене асфальтного покрытия целого участка дороги.
Технология укладки асфальта при минусовых температурах
На территории России снег лежит 6-7 месяцев, а дороги нуждаются в ремонте не зависимо от поры года. Технология укладки асфальта в зимний период с применением литого асфальта, позволяет стелить асфальт на снег и в дождливую погоду. В состав смеси входит песок, молотый известняк, гравий и природный битум. Когда рабочая температура составляет 180 градусов Цельсия, литой асфальт принимает форму горячей пластичной массы черного цвета. Технология производства такого материала применяет каучук и целлюлозу, что повышает качество средства.
Укладка асфальта в зимний период, строительные нормы и правила предусматривают использование различных пластификаторов и отвердителей. Средства используются, чтобы смесь не замерзала при больших минусовых температурах и обладала повышенной текучестью. Такой способ позволяет заделывать ямы, когда в них находятся грязь, вода, снег, лед. Ложиться асфальт при отрицательных температурах с использованием холодных смесей. Такая технология укладки асфальта в дождь и снег широко используется в таких сферах применения — точечный ремонт трасс и магистралей.
Укладка асфальта
В первую очередь необходимо распланировать участок, на котором будет уложен асфальт. Необходимые работы планируются с учетом предназначения покрытия. Для «легкой» автострады, с низким потоком автомобилей, потребуется насыпать только 1 слой щебня, а для постройки серьезной магистрали необходимо минимально 3 слоя.
Фракции щебня располагают от максимальной к наименьшей, после чего тщательно укатываются катком. Это требуется для создания специальной подушки (основания), на которую и заливают асфальт. Все работы по укладке асфальта выполняют с учетом требований СНиП и ГОСТа.
Используют 2 основных технологии заливки асфальта:
- Холодный способ. Используют чаще всего для ремонта асфальтных покрытий, так как такой материал схватывается в короткий срок, и отремонтированный асфальт можно использовать без ограничений;
- Горячий способ. Используют для создания нового асфальтового покрытия. Для этого способа разогретую смесь на битумной основе необходимо залить и укатать пока она не остыла.
Затраты при ремонте битума не должны быть менее 0,5 л, а при создании новой трассы расход материала необходимо рассчитать отдельно. В этом случае нужно принять в расчет не только габариты асфальтовой поверхности, но и ее строение, и возможные дополнительные факторы.
Во время работы необходимо использовать в обязательном порядке специальный термометр, который дает возможность замерять температуру битумной смеси. Постоянная проверка этого показателя имеет огромное значение, ведь после того как материал остынет его уже нельзя использовать для устройства асфальтового покрытия.
Нанесение пропитки
Сейчас для этой цели используют 3 разновидности пропиток:
- На основе акрилового полимера. Наиболее дорогое покрытие, его применяют только на небольших по площади пространствах, к примеру, на теннисном корте. Они создают самую качественную защиту, кроме того его производят нескольких цветов;
- Каменноугольная смола. Покрытие, не поддающееся действию нефтепродуктов. С помощью специальных компонентов достигается кроме длительного срока службы, но внешне привлекательный оттенок;
- Асфальтовая эмульсия. Доступный и популярный материал, но он не способен обеспечить необходимой защиты покрытия, что заставляет чаще ремонтировать полотно асфальта.
При появлении на асфальте трещин для ремонта можно использовать не битумную смесь. А лучше воспользоваться герметиком посыпанным сверху цементом.
Чтобы обеспечить максимальную прочность покрытия и предотвратить образование трещин под асфальтом размещают специальные сетки.
Они создают качественную сцепку нового покрытия, повышают эксплутационные характеристики асфальта и увеличивают время его использования.
Уплотнение — существенный момент при укладке асфальтового покрытия. Его производят с помощью специальных машин — катка, асфальтоукладчика или используют виброплиту, это не очень мобильное оборудование, но оно имеет ряд преимуществ перед другими способами укатки. К примеру, асфальтоукладчик может производить не менее 2 видов работ, а виброплита среди них наиболее маневренна.
Виды асфальтового покрытия
В производстве асфальтовой смеси используются битумные материалы (смолы), а также армирующий наполнитель. Его роль играет крупный песок и минеральные породы определенной фракции. Все материалы должны быть хорошего качества, а в зависимости от вида и назначения покрытия в состав добавляются другие ингредиенты.
Покрытия первого класса. Используются для укладки трасс, способны выдерживать большие нагрузки. Технология предусматривает применение минерального наполнителя размером до четырех сантиметров. Такие покрытия выдерживают вес груженого транспорта и интенсивное использование.
Покрытия второго класса. Применяются для асфальтирования площадей, тротуаров и пешеходных дорог. Самые крупные включения асфальтовой смеси достигают 25 мм.
Покрытия третьего класса. Приоритетом в этом случае будет пластичность смеси. Минеральные частички минимального размера (до 15 мм), что позволяет получить плотное прилегание состава. Таким покрытием оснащают места бестранспортного использования (частные дворы, территории учреждений, спортивные площадки).
Пропорции и нормы изготовления регулируются ГОСТ, но многие производители игнорируют такое правило и используют дешевые заменители. На качестве асфальтной смеси это отображается не лучшим образом, поэтому предпочтительней заказывать этот товар у действительно проверенных компаний, например, представительств фирмы «Дорожные Технологии».
Технологии нанесения:
- Горячий асфальт. Его технология укладки требует использования специальной техники, а также соблюдению ряда условий. В первую очередь это температура готовой смеси и воздуха окружающей среды. Недопустимо укладывать остывший асфальт, а также выполнять работы при отрицательных температурах. Второй важный момент — скорость укладка горячего асфальта. Если работы не выполнены в соответствии с ГОСТ, качество покрытия будет плохим. Горячий асфальт используется для прокладки новых дорог и тротуаров. После нанесения покрытие должно некоторое время не использоваться, чтобы обеспечить достаточно прочное сцепление.
- Холодный асфальт. Его номы также регламентируются ГОСТ и СНИП, но в производстве используются битумы других марок, которые быстрей затвердевают и не требуют определенной температуры. Укладывать холодный асфальт можно в более широком диапазоне температур окружающей среды (допускается до — 5ºС). Чаще всего такой способ применяется при выполнении ямочного ремонта дорог, либо для выполнения асфальтирования своими силами.
Приобрести холодный асфальт можно не только непосредственно у изготовителя, но также и в строительных магазинах. Герметичная тара позволяет сохранить его характеристики до нескольких месяцев. Вместе с тем, по прочности и сроку службы холодная смесь значительно уступает альтернативному варианту, поэтому применение на оживленных трассах или места активного использования несколько ограничено.