Разрешение на движение ТС с опасным грузом
Перевозка опасных грузов, относящихся по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, допускается при наличии специального разрешения (пункт 1.1. статьи 31 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ).
Перечень грузов повышенной опасности изложен в таблице 1.10.5. ДОПОГ. К таким грузам относятся, например:
- взрывчатые вещества и изделия (пиротехнические средства, тринитротолуол, гексоген);
- легковоспламеняющиеся жидкости (ацетон, бензин, этанол, керосин, кислоты);
- воспламеняющиеся газы (кислород, природный газ);
- жидкие окисляющие вещества (пероксид водорода, нитрат аммония, перманганат калия);
- токсичные вещества (пестицид на основе карбаматов);
- радиоактивные материалы (изделия, изготовленные из природного урана, объекты с поверхностным радиоактивным загрязнением);
- коррозионные вещества (серная кислота, жидкостные кислотные батареи).
Получить разрешение на перевозку особо опасных грузов можно на автомобиль, ранее внесенный в реестр категорированных транспортных средств Росавтодора (статья 31 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ).
Порядок выдачи специального разрешения установлен Приказом Минтранса РФ от 04.07.2011 №179. Оформляется разрешение в управлении Ространснадзора по месту регистрации заявителя. Можно отправить заявление с копиями документов по почте или заполнить его на портале госуслуг. Образец заявления есть в приложении № 2 к Приказу.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению:
- копия СТС или договора аренды автомобиля;
- копия свидетельства о допуске ТС к перевозке опасных грузов;
- копия свидетельства о допуске водителя к перевозке опасных грузов;
- доверенность, если обращается не собственник ТС, а его представитель.
Кроме этого нужно представить схему маршрута перевозки со стоянками и заправками. А также сведения о перевозимом грузе: наименование, описание, класс, номер ООН.
Уполномоченный орган проверяет полноту и достоверность сведений. Проверяет соответствие технических характеристик транспорта требованиям безопасности.
В результате владельцам дорог, по которым проходит маршрут, направляется заявка на его согласование либо в выдаче разрешения отказывается.
Причины, по которым могут отказать в выдаче разрешения:
- маршрут движения не проходит по дорогам федерального значения;
- несоответствие требованиям ДОПОГ по обеспечению безопасности перевозки опасного груза;
- представлены не все документы или они не достоверны;
- отсутствуют сведения о включении ТС в реестр категорированных транспортных средств.
Госпошлина в соответствии с п. 111 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации составит 1300 рублей.
Соблюдение правил перевозки опасных грузов контролирует Госавтоинспекция и Ространснадзор. Нарушители несут административную ответственность.
Понятие международной перевозки
В трактовке Международной конвенции об унификации некоторых правил о перевозке пассажиров морем 1961 года.
Определение 1
Международная перевозка – это транспортировка пассажиров или грузов, место начала которой находится в одном государстве, а окончание – в другом, или же они находятся в одном государстве, но в пути пересекают его границы.
Монреальская конвенция от 1999 года дала весьма близкое определение к вышеописанной трактовке.
Определение 2
Международные перевозки – это перевозки, отправления и назначения которых располагаются в нескольких государствах или же на территории одного государства, если были предусмотрены и согласованы остановки на территории других государств.
Такое же определение содержится и в п.2 статьи 101 ВК РФ. Более того, Кодекс включает в себя существенное положение, которое применяется и к международным перевозкам; исходя из этого положения, если правила международного договора России отличаются от тех, что упомянуты в Кодексе, то применяются нормы международного соглашения (статья 3). Другими словами, международные источники имеют превосходящее значение в регулировании вопросов международных перевозок.
Что касается железнодорожного транспорта и регулирования, то можно наблюдать другую ситуацию. В договорах, которые регулируют международные ж/д перевозки пассажиров и грузов (СМПС и СМГС), вообще отсутствуют формулировки подобных перевозок. Во внутренних российских источниках, как и в ситуации с ВК РФ, содержатся не только значения международных перевозок, но и описание доминирования международных источников в вопросах подобного регулирования перед внутренним законодательством.
Определение 3
Исходя из УЖТ РФ, перевозки как часть международного сообщения – это транспортировка пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, которая происходит между железнодорожными станциями в различных странах.
Федеральным Законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» закреплено положение предпочтения норм и правил международных источников в случае, если международный договор Российской Федерации включает положения, расходящиеся с законодательством страны.
Необходимые документы
Осуществляя международные автомобильные перевозки с доставкой груза на территорию иностранных государств, перевозчик обязан соблюдать правила относительно имеющихся документов. Грузовые автотранспортные перевозки будут считаться незаконными и выполненными с нарушениями, если отсутствует хотя бы один из обязательных разрешительных документов. Все они делятся на 3 категории и бывают:
- личными;
- на ТС;
- на перевозимый груз.
К подготовке пакета документов следует подходить предельно внимательно. Набор личных документов состоит из:
- водительского удостоверения, соответствующего международным требованиям;
- паспорта с действующими визами, дающими разрешение на въезд в другие страны;
- командировочного удостоверения;
- свидетельства о прохождении подготовки или переподготовки для управления грузовым автотранспортом;
- медицинской страховки;
- медицинской книжки, необходимой для перевозки пищевых продуктов в рамках стран СНГ;
- свидетельства ADR;
- регистрационных листов или тахограммы;
- документов для прохождения процедуры таможенного оформления водительских личных вещей.
Перечень необходимых сопроводительных документов на эксплуатируемое ТС более широкий. Сюда входят:
- документы, подтверждающие факты оплаты за дорогу, сборы и пр.;
- регистрационное свидетельство или соглашение об аренде, если автовладелец и перевозчик не являются одним из тем же лицом;
- табличка, дающая разрешение на транспортировку товаров скоропортящейся группы;
- если перевозка скоропортящихся товаров осуществляется в пределах СНГ, требуется санитарный паспорт;
- сертификат техобслуживания международного образца и талон о прохождении ТО согласно графику;
- свидетельство для допуска используемого автотранспорта для осуществляемой перевозки груза со всеми печатями, пломбами и пр.;
- разрешение на въезд и выезд предусмотренного конвенциями двухстороннего типа;
- разрешение на совершение транзитного автомобильного проезда;
- разрешение для проезда по территории третьих государств;
- разрешение на транспортировку специального груза;
- путевой лист;
- карта регистрации для возможности перевозки опасной категории груза;
- свидетельство, дающее допуск для транспортировки опасного груза, соответствующее требованиям ADR;
- страховой полис, который соответствует требованиям страны пребывания и имеет актуальный срок действия;
- лицензионная карта;
- документы, необходимые для таможенного оформления.
В зависимости от конкретной ситуации, перечень бумаг подбирается индивидуально. Всё зависит от того, какие нужны разрешения на автотранспорт, а также перечень конкретных стран, по территории которых проходит автомобиль.
Также обязательным условием для международных автоперевозок груза является наличие разрешительных документов на сам товар или продукцию. Этот перечень должен состоять из:
- двух товарно-транспортных обязательных накладных или TIR Carnet, которые не заполняются;
- товарной накладной, соответствующей требованиям CMR (этот формуляр предварительно заполняется);
- счёт-фактуры;
- фитосанитарных, специальных ветеринарных, медико-санитарных и иных свидетельств;
- сертификатов качества и точного происхождения товара, его соответствия всем международным стандартам и пр.;
- термограммы при необходимости соблюдать определённый температурный режим для груза;
- акта о загрузке автотранспорта вместе с паспортом совершённой сделки;
- книги TIR Carnet или грузовой таможенной декларации;
- аварийной карты для доставки указанного в документации груза ADR;
- документов, подтверждающих страхование перевозимого груза;
- договора о грузопоставке;
- документов для составления отчётов по завершению рейса;
- разрешения на многоразовые поездки;
- разрешения на ограниченное число рейсов;
- разрешения на осуществляемый двухсторонний рейс к пункту назначения и в обратную сторону;
- разрешения для транзитного проезда;
- разрешения на транспортировку грузов в третьи государства или многостороннего разрешительного документа.
Вы наглядно можете видеть, что международные автоперевозки сопровождаются необходимостью в сборе внушительного пакета документов. Следует предельно внимательно подходить к этому вопросу, поскольку иногда отсутствие даже одной бумажки или разрешения способствует возникновению серьёзных проблем для всех, кто имеет отношение к перевозимому грузу. Но первым под удар попадает непосредственно сам водитель.
Сопроводительная документация
Согласно договору о международных железнодорожных перевозках, перед отправлением любой груз, вывозимый за границы РФ, обязательно проходит процедуру таможенного контроля. Представители грузоперевозчиков об этом прекрасно знают, поэтому заранее информируют грузовладельца или получателя о необходимости такого оформления на таможне. В противном случае товар попросту не выпустят за пределы страны.
В рамках международной железнодорожной перевозки между клиентом и транспортной компанией подписывается договор. Этот контракт или соглашение предусматривает обязательное предоставление полного пакета документов и всех необходимой информации, которая позволит беспрепятственно пройти таможенный контроль. Не стоит думать, что все заботы возлагаются на плечи грузоперевозчика. Заказчик также обязуется обеспечить компанию, которая занимается доставкой товара по железнодорожному сообщению, достоверной информацией, а также некоторыми документами. Стандартный перечень документации состоит из:
- накладной;
- торгового договора или актуального соглашения о доставке товаров;
- документального подтверждения заявления кода продукции;
- документальных подтверждения оплаты всех установленных таможенных пошлин;
- платёжных поручений;
- паспорта сделки;
- иных бумаг, которые подтверждают стоимость перевозимого груза;
- документов для подтверждения соблюдения установленных норм и запретов;
- доверенности, если требуется;
- пакета документации о компании.
Это базовый пакет, который всегда должен иметь при себе перевозчик. Но есть и дополнительные бумаги, отличающиеся между собой в зависимости от того, экспортируется или же импортируется груз. При импорте к рассмотренным выше документам следует добавить:
- декларацию;
- прайс-листы;
- сертификаты требуемого международного образца.
В случае с экспортом к базовому пакету документации прилагают:
- контракты на выполненную закупку;
- счёт-фактуру;
- смету, где указывается стоимость перевозимого товара;
- техническую сопроводительную документацию;
- CMR.
Следует понимать, какую ответственность несут перевозчики и грузоотправители, как и грузополучатели, при выявлении факта нарушения действующих правил железнодорожных перевозок. Если в сопроводительных грузовых документах была указана неправильная, некорректная или неправдивая информация, в рамках таможенного оформления это не так сложно обнаружить. За подобные нарушения, в зависимости от степени угрозы, следуют соответствующие меры наказания. В лучшем случае перевозчик потеряет драгоценное время на переоформление всех бумаг.
В некоторых ситуациях подобные ошибки и неточности в оформлении документов приводят к существенным финансовым потерям. Это особенно касается ситуаций, когда задержки возникают при транспортировке железной дорогой скоропортящейся продукции. Каждая испорченная единица товара является прямым убытком.
Регулирование автоперевозок
Использование наземного транспорта для грузовых перевозок имеет непосредственную связь с территорией государства, где осуществляется транспортировка, и его правовым статусом. Также здесь следует учитывать международные права, которые регулируют вопросы автоперевозок. Основными из них являются:
- Женевская конвенция, рассматривающая вопросы дорожного движения и его организации;
- Конвенция МДП, которая регулирует порядка прохождения всех этапов таможенных оформлений и прочих стандартных формальностей;
- Соглашение СМА. Это европейский правовой документ, касающийся международных автомагистралей. Документ регулирует режимы использования этих автодорог.
Автоперевозки на международном уровне попадают под действие Конвенции КДПГ, которую подписали и приняли в Женеве ещё в 1956 году. Но в силу документ вступил только через 5 лет. Представленный документ определяет правовые отношения между перевозчиками и непосредственными владельцами грузов, которые связаны специальными договорами, устанавливает правила приёма и выдачи перевозимой продукции в пунктах загрузки и конечного назначения.
Действие конвенции распространяется на любые соглашения об автоперевозках, предусматривающих вознаграждение, если указанные в договоре пункты погрузки и выгрузки относятся к двум различным странам, минимум одна из которых подписывала конвенцию. Стоит также добавить, что этот же документ регулирует вопросы международных автоперевозок, которые осуществляют правительственные официальные организации, учреждения, либо непосредственно происходят между государствами. При этом действие конвенции не распространяется на:
- перевозки, осуществляемые на основе действующих международных почтовых конвенций;
- воздушные, морские, речные, железнодорожные перевозки, являющиеся составной частью смешанной транспортировки груза;
- автоперевозки, осуществляемые между странами британских островов;
- мебель при переезде;
- умерших людей.
В настоящее время автотранспорт регулируется более чем 40 организациями, имеющими международный статус. Но наиболее значимыми из них считают Комитет внутреннего транспорта, а также международный союз автотранспорта. Первая организация была создана ещё в 1948 году в качестве межправительственного официального органа, чтобы регулировать взаимное сотрудничество с применением всех типов внутренних транспортных средств. В этот комитет входят все те страны, которые являются членами ЕЭК при ООН.
Комитет создал около 40 конвенций, а также более 50 правил в отношении устройства ТС. Он принимает непосредственное и очень активное участие в модернизации и улучшении автострахования, такого как ОСАГО в России, и международной системы Green Card. Специальная система регулирования позволяет контролировать международные автоперевозки, вести учёт иностранных грузов и защищать интересы отечественных автоперевозчиков. Если перевозка осуществляется между государствами, у которых отсутствуют обоюдные соглашения, уполномоченные органы могут выдать разрешение одноразового типа.
В Европе практикуется использование нескольких видов специальных разрешений на совершаемые рейсы, которые бывают:
- одноразовыми;
- многоразовыми;
- фиксированными;
- транзитными;
- пригородными.
В России и тех странах, с которыми действуют двусторонние отношения, выдаётся, в основном, разовое разрешение. При автоперевозках, которые осуществляются в третьи страны и в обратном направлении, используется стандартная лицензия, выдаваемая ЕКМТ. Здесь речь идёт о конференции министров транспорта, участником которой Россия стала ещё в 1997 году.
При международных автоперевозках пассажиров и грузов проходят процедуру государственного обязательного страхования ответственности, предусмотренной перед третьими лицами. Потому каждый автоперевозчик обязан предварительно оформить этот документ на все ТС, которые принимают участие в доставке грузов в иные страны. К страховому полису предъявляется особое требование, согласно которому он обязан покрывать весь ущерб, потенциально нанесённый транспортными средствами.
Этапы грузоперевозок
Для всех сторон важна грамотная организация перевозок сборных грузов автомобильным транспортом. Не стоит считать, что ответственность лежит исключительно на самой транспортной компании. Здесь также есть и требования, предъявляемые к заказчикам и конечным получателям товара. По России и в международном формате грузоперевозки сборного груза во многом похожи на доставку генерального груза. Но есть определённая разница между этими процедурами, проявляющимися на начальном и завершающем этапе транспортировки. Существует несколько шагов, направленных на организацию транспортировки от получения заказа до доставки получателям. Потому все автомобильные перевозки сборных грузов подразумевают следующие обязательные этапы транспортировки.
Заказ. Сначала транспортная компания получает заказы от клиентов, на основе которых формируется конечная партия сборного груза. Чем больше заказов и чем быстрее сотрудникам удаётся их обрабатывать, тем скорее автотранспорт будет отправлен в рейс
Поэтому самим перевозчикам крайне важно наладить эффективную работу на начальном этапе по сбору заказов.
Консолидация груза. Так называют процесс создания сборного груза на специальных складах
Довольно часто эту работу выполняет грузоперевозчик, а не грузоотправители. Обусловлено это тем, что заказчики не хотят брать на себя дополнительные финансовые расходы. Особенно, если эти расходы не входят в общую стоимость продукции. Поэтому транспортные компании должны иметь собственные склады для консолидации. Именно там заполняют грузовые отсеки транспортных средств совместимыми между собой грузами.
Складская обработка. Когда были определены партии товаров, которые объединят в сборный груз, их следует подготовить. Складская обработка подразумевает упаковывание или переупаковку с последующим обозначением, маркированием, сканированием и пр. Так исключается попадание несовместимых грузов в одну машину, а также груз распределяется по автомобилю в зависимости от этапа его выгрузки.
Формирование партий груза. Некоторые товары следует выгружать раньше, другие позже. Чтобы перевозчику не пришлось разгружать весь товар, добираясь до загруженного в самый конец машины груз, его нужно разместить с учётом маршрута и возможной выгрузки на этапе следования автотранспорта до конечной точки.
Создание маршрута. Чтобы обеспечить быструю и эффективную доставку с минимальными затратами со стороны грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, отдел логистики транспортной компании составляет оптимальный маршрут движения машины. Учитывается состояние дорог, наличие закрытых участков для тяжеловесных фур, прохождение через точки выгрузки товаров и пр. Перевозчику будет крайне невыгодно отправлять груз в одну точку, затем возвращаться назад, а потом снова двигаться вперёд по заданному маршруту.
Подготовка сопроводительных документов. Ни один товар не может быть отправлен в составе сборного груза без сопроводительной документации. Её обязан предоставить грузоотправитель. В бумагах указываются все характеристики и спецификации груза, его габариты, количество, данные о получателе и пр. Всё это регламентируется соответствующими законами и правилами. Нарушения в сопроводительной документации могут спровоцировать ряд серьёзных проблем. Особенно при прохождении этапа таможенного оформления.
Таможенное оформление. Если грузоперевозки осуществляются между странами, автомобиль со сборным грузом обязательно проходит таможенные посты. Это считается наиболее важным, ответственным и сложным этапом в вопросе международных перевозок, поскольку сборный груз оформляется достаточно долго и имеет множество нюансов.
Доставка. Сборные грузы зачастую доставляют к складам временного хранения или непосредственно к получателям груза. Грузовладелец, которому доставляется товар, должен предварительно определить, какая схема доставки будет для него наиболее оптимальной.
Прохождение таможенных процедур можно доверить и собственному специалисту либо отдельной компании, которая занимается предоставлением таких услуг. Но с точки зрения финансовых затрат это не самое выгодное решение, поскольку так заказчик отдельно оплачивает услуги транспортной компании и таможенного брокера. Практика наглядно показывает, что работа с транспортными организациями, оказывающими поддержку в таможенном оформлении, более выгодна и эффективна, поскольку у них есть налаженные маршруты и отработанные схемы по ускорению процесса прохождения всех таможенных процедур.
Ключевые правила
В 1958 году, когда эра международных перевозок автомобильным транспортом только зарождалась, было подписано специальное соглашение, которое регулировало вопросы создания одинаковых условий для признания и утверждения механизмов и оборудования ТС. Только к 1987 году Россия стала полноправным участником соглашения, которое к тому времени претерпело целый ряд изменений. С того времени начали сертифицировать международный автомобильный транспорт. К настоящему моменту существуют сотни правил и директив, разработанных при ООН и Евросоюзом. В основном, они направлены на предъявление требований к новым транспортным средствам, которые передвигаются по европейским дорогам.
Большинство правил касается самих автопроизводителей, а не непосредственных пользователей создаваемого транспорта. Если же говорить про перевозчиков, то к ним предъявлены ограничения по массе, габаритам и экологическому воздействию на окружающую среду со стороны эксплуатируемого авто. Первое ключевое правило представлено под No49. Оно регулирует вопросы токсичности выхлопного газа, который производит двигатель внутреннего сгорания. Именно этот нормативный акт позволяет классифицировать ТС по нормам от Евро-0 до Евро-6. Последний является наиболее жёстким экологическим стандартом, принятым ещё в 2013 году.
В правиле под номером 51 предусмотрены ограничения по создаваемому автомобилями шуму. Согласно нормативным документам, если ТС имеет мощностью ДВС от 150 кВт и выше, то при разгоне шум не должен превышать 80 дБ. В случае выпуска сжатого воздуха из компрессоров шумность может достигать не более 72 дБ. Если автотранспорт соответствует этим нормам, его маркируют буквой L. При ещё более низких показателях шумности применяется маркировка в виде буквы G.
Согласно решению транспортной комиссии Европы, существуют специальные ограничения по габаритам автомобилей грузового назначения. Актуальные правила такие:
- высота составляет не более 4 метров;
- ширина не должна превышать 2,55 метра;
- в случае с изотермическими и рефрижераторными машинами допускается ширина до 2,6 метра;
- длина одиночного автомобиля не превышает 12 метров;
- длина ТС с прицепом составляет до 16,5 метров;
- автопоезд в составе с одним прицепом не должен быть длиннее 18,75 метров;
- автопоезд с двумя прицепами имеет максимальную длину 25,9 метров;
- автопоезда с полуприцепами при совокупной длине свыше 15,5 метров обязаны разворачиваться внутри концентричной окружности, радиус которой составляет 5,3 и 12,5 метров;
- если оси прицепа удалены друг от друга на 11,5 метров, либо больше указанной величины, то минимальный клиренс (дорожный просвет) должен соответствовать от 160 мм. и выше.
В связи с этим многие государства принимают собственные национальные стандарты, опираясь на состояние дорог и необходимость в обеспечении эффективных грузоперевозок. Та же Бельгия допускает эксплуатацию машин с габаритной шириной до 2,6 метров, а в Голландии шестиосевые автопоезда могут весить до 50 тонн. В Финляндии допускается эксплуатация по местным автомагистралям трёхзвенных автомобильных поездов, вес которых составляет до 60 тонн.
Ответственность сторон
Взаимодействие сторон на уровне соглашения с последующей оплатой требует от каждого участника соблюдения определенных норм и правил.
Так как отправитель выполняет начальные манипуляции с грузом и документацией, то он несет ответственность за:
- погрузку и укладку груза в ТС;
- оформление и прикрепление к ТТН документов, необходимых для таможенного контроля;
- своевременное получение перевозчиком информации, способствующей прохождению таможни;
- убытки, нарушение сроков в связи с неверным оформлением сопроводительной документации, а также при недостатке бумаг или их отсутствии;
- непредвиденные расходы в процессе, связанные с документами отправки;
- убытки, возникающие в результате невнимательного оформления накладных или иных документов перед отправкой;
- все издержки по отношению к грузу, упаковке или оборудованию для перевозки;
- внештатные ситуации, не оговоренные в соглашении поставки.
Отправитель сохраняет обязательства перед перевозчиком вплоть до завершения разгрузки транспортного средства в пункте назначения. Но, несмотря на это, отправитель имеет право на:
- проверку груза в любой момент поездки или перегрузки;
- контроль массы ГМ или единичных элементов в любое время.
Транспортная организация наравне с отправителем отвечает за успешное окончание рейса. По этой причине перевозчик является ответственным за:
- срыв сроков доставки (чаще всего задержка ТС в пути);
- утрату груза частично или полностью;
- образование дефектов в процессе транспортировки (после принятия поклажи в пункте отгрузки);
- сохранность груза в течение всей поездки;
- целостность упаковочных элементов;
- идентичность сведений в документации;
- сохранность документов, ТС и груза до окончания доставки.
Согласно нормам международного частного права (МЧП), любая из взаимодействующих сторон получает право распоряжаться содержимым кузова автомобиля при выполнении требований:
- желающий участник предоставляет оригинал ТТН с внесенными исправлениями и критериями перевозки, а также подтверждает оплату издержек и расходов на корректировку документации;
- сделанные поправки и изменения не наносят вреда и ущерба ни одному элементу груза.
Вступление в силу изменений в инструкции к перевозке происходит после получения документов на руки перевозчиком. Применение поправок допускается только в случае, когда они не несут опасности и неприятных последствий для груза (например, порче или повреждению).
При возникновении спорных моментов в процессе доставки или после его окончания, сторона-истец имеет право обратиться в уполномоченные органы любой страны, участие которой было согласовано в договоре на перевозку. Также несогласный участник может обратиться в судебные организации страны, которой принадлежат:
- место жительства ответчика;
- региональное отделение или офис компании, причастной к оформлению и составлению соглашения сторон на перевозку груза;
- пункт перегрузки поклажи;
- точка прибытия и разгрузки ТС.
Если исковое заявление оформлено во время процесса транспортировки, то его подача возможно в течение 1 года после завершения сделки. В случае обнаружения и установления злонамеренности поступка или намеренной порчи груза, срок подачи иска увеличивается до 3 лет.
Сроки подачи исковых обращений:
- Нарушение сроков поставки, повреждение или частичная утрата груза — с момента доставки.
- При полной утрате поклажи — через месяц с крайней даты поставки.
- При утрате груза в полном объеме — через 60 дней с момента отгрузки, если крайний срок доставки не был указан.
- В прочих ситуациях — через 3 месяца с момента подписания соглашения перевозки.
Чтобы избежать возникновения судебных ситуаций, участники договора перевозки составляют договор поставки, оговаривая максимально большее количество возможных моментов.
Правила международных перевозок
Нормативная база
Государства, заинтересованные в развитии интернациональных отношений и трансграничной торговли, стремятся выработать единообразные, или унифицированные, правила международных перевозок. Такие правила должны регулировать все аспекты трансграничных сообщений. В частности, они:
- устанавливают единые требования к габаритным размерам и массе транспортных средств;
- регламентируют юридическое положение грузов и обслуживающего их персонала в момент их нахождения на территории юрисдикции иностранного государства;
- предусматривают условия и меры ответственности организации-перевозчика в случае повреждения, утраты или задержки груза.
Результатом совместных усилий в этом направлении стала разработка и принятие большого числа многосторонних соглашений о транспорте – международных конвенций. На внутригосударственном уровне законодательные органы власти принимают транспортные уставы и кодексы, разрабатывают на их основе инструкции и правила.
Каждый вид перевозок регламентируется отдельным международным соглашением. Так, международные автомобильные перевозки грузов регулируются следующими документами:
- Конвенцией о дорожном движении, принятой в 1949 г. в швейцарской Женеве – резиденции большинства международных организаций;
- Женевской Конвенцией 1956 г. о договоре международной дорожной перевозки грузов, на которой был принят унифицированный таможенный документ – международная товарно-транспортная накладная;
- Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов 1975 года, утвердившей единый документ таможенного контроля груза в государствах отправления, транзита и назначения – книжку МДП.
Правоотношения перевозки
Торговые компании, занимающиеся межнациональными сообщениями, нуждаются в услугах специализированных транспортных организаций. Для этих участников рынка качественная и своевременная доставка груза – важнейший фактор успеха в бизнесе. Международные грузоперевозки не обходятся без транспортно-экспедиционных компаний, которые часто выступают посредниками между заказчиком услуги (грузоотправителем) и исполнителем (перевозчиком) и освобождают клиента от необходимости самостоятельного поиска перевозчика, выбора оптимального маршрута, транспортных и погрузочных средств, отвечающих критериям груза.
Участники правоотношений по перевозке заключают между собой гражданско-правовые договоры. Порядок заключения этих соглашений, условия их исполнения и меры ответственности сторон регламентируются гражданским правом. В случае возникновения противоречий между национальным законодательством разных государств, подлежащий применению закон определяется нормами международного частного права.
Сопроводительные документы при международных перевозках
Международные конвенции определяют не только правила транспортировки различных грузов, но также реквизиты и форму транспортных документов, которые используются в системе международных перевозок. Чтобы пересечь государственную границу, автоперевозчик должен иметь на руках полный пакет документов, которые подтверждают соответствие транспортного средства общепринятым стандартам и содержат описание груза. В автомобильных грузоперевозках это – товарно-транспортная накладная, счет-фактура, сертификат соответствия и др.
Краеугольным камнем всей транзитной системы является книжка МДП, или Carnet TIR. Это документ таможенного транзита, дающий право перевозить через таможенные посты груз в опломбированных кузовах и контейнерах. Документ покрывает трансграничные автодорожные перевозки только между странами-участницами Таможенной конвенции 1975 г. Изготовление и распространение книжек МДП возложено на Международный союз автомобильного транспорта. Товар, перевозимый по процедуре МДП, следует через таможенные посты без лишних досмотров и связанных с ними задержек. Книжка МДП состоит из отрывных листов, которые отрываются на каждом пункте таможни.
Образец книжки МДП
Другим распространенным таможенным документом, опосредующим международные грузоперевозки, является международная товарно-транспортная накладная, или CMR. Эта бумага официально подтверждает факт трансграничной перевозки и содержит всю информацию по ней. Согласно ст.4 Конвенции «Договор перевозки устанавливается накладной». Это означает, что соответствующий договор фактически считается заключенным с момента подписания накладной отправителем и перевозчиком груза.
Перевозки водными видами транспорта
Уже несколько десятков столетий подряд морской и речной виды транспорта используются для переправления грузов. Стоит отметить, что это, пожалуй, самый древний из известных видов перевозок. Посредством морского транспорта могут быть переправлены практически все известные виды грузов. Это и нефть (а также продукты ее переработки), и сыпучие материалы, и древесина, и транспортные средства, и продукты питания, и многое другое. Кроме того, стоимость подобных услуг сравнительно невысокая. Стоит отметить, что ряд грузов можно транспортировать исключительно морским путем (например, нефтяные платформы).
Если говорить о недостатках морских перевозок, то следует выделить такие моменты:
- ограниченная география (именно поэтому водный транспорт редко используется самостоятельно, а является одним из средств прямого смешанного сообщения);
- длительный период доставки, который обусловлен спецификой транспортного средства, географическими особенностями и погодно-климатическими условиями;
- грузовые суда курсируют не так часто, как другие виды транспорта;
- многочисленные нормативные требования и жесткая стандартизация упаковки, крепления и прочих характеристик грузов.
Самыми распространенными типами перевозок на морском транспорте считаются следующие:
- навалочные — используются для сыпучих органических грузов, которые не приспособлены для помещения в тару (это могут быть полезные ископаемые, минеральные удобрения, зерно, чернозем, сахар и прочие сухие вещества);
- контейнерные — транспортировка груза с использованием внешней упаковки, которая обеспечивает его сохранность и защиту от внешних воздействий (значительным преимуществом является возможность экономии на таре, а также аренде складских помещений, ведь контейнер может выступать в роли временного хранилища);
- морской фрахт предоставляет заказчику возможность подобрать судно, которое соответствует требованиям для перевозки того или иного вида грузов;
- RO-RO перевозки осуществляются на суднах, оснащенных специальными наклонными рампами, которые позволяют разместить накатные грузы (автомобили, трейлеры и прочее) без использования подъемных кранов;
- тип перевозок «Дверь-дверь» подразумевает не только услуги по доставке груза, но также и по погрузке-разгрузке, сопровождению и контролю, оформлению всей необходимой документации.