Недостатки
Теперь разберём минусы проживания в большом городе:
Плохая экология. В мегаполисе много заводов, фабрик и прочих предприятий, выбросы которых загрязняют окружающую среду. Некоторые соединения попадают в воздух и вдыхаются людьми, другие вещества проникают в воду и тоже неизбежно устремляются в организмы людей. Кроме того, в крупных городах гораздо больше автомобилей, выхлопы которых также оказывают крайне негативное воздействие на экологическую обстановку.
Перечисляя все недостатки, в их список стоит включить ритм жизни. В некоторых мегаполисах он просто бешеный, поэтому подстроиться под него привыкшим к размеренному существованию людям будет очень непросто. Некоторые, так и не сумев адаптироваться и научиться постоянно спешить и успевать, в итоге меняют место жительства.
Большая конкуренция. Чтобы получить хорошую должность, нужно приложить немало усилий, ведь на неё наверняка претендует несколько человек
Важно уметь показать себя с лучшей стороны, выделить свои положительные качества и доказать свои возможности и силы. На это готовы не все.
Частые болезни
К сожалению, жители мегаполисов болеют гораздо чаще, чем проживающие в небольших поселениях. Во-первых, бешеный ритм подрывает иммунитет, из-за чего защитные силы организма ослабевают, и человек не может противостоять атакам патогенных микроорганизмов. Во-вторых, из-за скопления людей и высокой плотности населения все заразные заболевания распространяются стремительными темпами, что нередко приводит к эпидемиям. В-третьих, ограничивать контакты с больными порой просто невозможно, ведь часто они находятся в непосредственной близости от здоровых людей.
Современный мегаполис – это огромное количество людей, и такая особенность по душе не всем. Если вы предпочитаете одиночество, являетесь скромным человеком, интровертом или тем более не умеющим существовать в обществе социопатом, то вам придётся очень сложно.
Следующий минус имеет важное значение для владельцев автомобилей. Так как личный транспорт имеется у многих жителей больших городов и уже давно является не роскошью, а средством передвижения, то это неизбежно приводит к образованию заторов и пробок на дорогах. Гораздо хуже обстоят дела с дорожно-транспортной ситуацией: в мегаполисах движение оживлённее, а ДТП случаются чаще.
Огромный поток информации, с которым справляются далеко не все. Чтобы быть в курсе происходящих в городе событий и не отставать от жизни, нужно использовать современные гаджеты, регулярно изучать СМИ, быть активным интернет-пользователем и уметь обрабатывать данные, отсеивая всё ненужное и выделяя самое важное.
Маленькие пространства, теснота. Мегаполисы быстро застраиваются и заселяются, в них постоянно приезжают новые люди, поэтому в какой-то момент может создаться впечатление нехватки места, особенно если вы привыкли к простору и свободе.
Люди. Так как многие из них постоянно спешат, выкладываются на 100% и устают на работе, то становятся замкнутыми, раздражительными и безучастными, и это печально.
Жизнь в большом городе имеет как преимущества, так и недостатки, поэтому не стоит спешить в мегаполис, если вы сомневаетесь и не готовы к переменам. Но перед вами могут открыться новые возможности и перспективы.
Особенности проживания в пригороде
В каждом городе сейчас есть много желающих переехать в пригородную зону. Особенно актуальна такая ситуация для крупных мегаполисов. Многие столичные жители рассматривают пригороды Москвы, решают, где лучше жить, сравнивают условия. Причем планы на предстоящий переезд строят люди разных категорий.
За город стремятся молодые семьи, мечтающие о просторном жилье. В элитные коттеджные поселки перебираются люди высокого статуса, желающие подчеркнуть свой престиж, обеспечить безопасность. В пригороде покупают участки горожане, не имеющие возможности купить в мегаполисе квартиру. Нередко такой образ жизни выбирают пенсионеры, желающие отдохнуть от суеты и шума города, приятно проводить время на лоне природы, в экологически чистых условиях.
У загородной жизни много преимуществ. Но прежде чем отправляться жить в пригороде, плюсы и минусы этого проживания следует изучить внимательно.
Плюсы
Каждый найдет свои преимущества проживания за городом. К основным аргументам для такого выбора относятся:
- широкий выбор видов жилья;
- экологическая чистота;
- шаговая доступность до главных объектов инфраструктуры;
- отличные условия для активного отдыха;
- возможность ведения личного хозяйства.
У желающих покинуть мегаполис есть возможность не только решить, где лучше жить в Московской области, найти самый комфортный район, но и подобрать оптимальный вариант жилья. Рынок недвижимости в этом секторе предлагает массу вариантов. Можно приобрести участок, вести строительство самостоятельно или нанять бригаду строителей. Есть в продаже готовые новые дома «под ключ». В пригороде предлагаются таунхаусы, квартиры в новостройках и на вторичном рынке. Выбор зависит от личных предпочтений, возможностей.
Спокойный ритм жизни, чистый воздух, близость к природе привлекают многих москвичей, уставших от шума и смога. Загородная недвижимость сейчас предлагается на всех направлениях. Можно определить, где лучше жить в Подмосковье, руководствуясь личными предпочтениями. Во многих поселках, небольших городах инфраструктура хорошо развита, есть детсады и школы, магазины, аптеки и др. Причем все эти объекты находятся недалеко от места проживания, нет необходимости всякий раз пользоваться общественным или личным транспортом.
Жизнь в пригороде предоставляет отличные условия для почитателей фитнеса. Здесь можно совершать полезные прогулки, пробежки, тренироваться на свежем воздухе, кататься на лыжах, купаться в естественных водоемах и др. Не менее привлекательно загородное проживание для желающих обзавестись собственным хозяйством. На своем участке можно посадить сад, заниматься огородом, разводить птицу, рыбу, разнообразить домашний рацион экологически чистой, натуральной продукцией.
Многие поселки находятся у лесов, водоемов, предоставляется возможность заниматься сбором ягод и грибов, рыбалкой. Для организации пикников не нужно планировать, совершать поездки, беседку с мангалом, барбекю можно соорудить у самого дома.
Минусы
Тем, кто решил жить за городом, нужно рассмотреть не только плюсы, но и минусы такого варианта проживания. К недостаткам пригорода можно отнести:
- сложности с трудоустройством;
- удаленность от культурных центров, учебных заведений;
- невысокий уровень сервисного обслуживания.
Специалистам узкого профиля устроиться на работу за городом сложно. Придется либо менять профессию, либо каждый день ездить на работу в столицу, что отнимет немало времени. Пригород не предоставляет полноценных условий и для творческого развития детей, получения высшего образования. Могут возникнуть проблемы с ремонтом бытовой техники, коммуникаций, автомобиля, так как квалифицированных специалистов, специализированных фирм в пригороде немного.
Выигрывают бизнес и эконом
Как застройщик определяет, что ему строить вблизи своего ЖК? «В Москве требуемый состав комплекса инфраструктуры определяется проектом планировки конкретного района. В этом документе учитываются транспортные потоки, количество проживающих и работающих в районе граждан, домов и квартир и другие факторы», — рассказывает Сергей Лушкин, директор по маркетингу и продажам ООО «Квартал Эстейт».
Поэтому при комплексной застройке большой территории подразумевается строительство всех необходимых объектов социальной инфраструктуры, ведь иначе проект не будет согласован. А в случае точечной застройки идет привязка объекта к действующей инфраструктуре, — дополняет Мария Литинецкая (МИЭЛЬ-Новостройки).
Такие объекты, как, школы и детские сады — социально важные и обязательны вблизи жилых домов, а вот организовывать спортивные площадки, зеленые прогулочные зоны и центры детского творчества закон не обязывает (об их строительстве власти могут только «попросить»). Поэтому при нехватке свободной территории и точечной застройке жилые дома не славятся «детской» инфраструктурой, а существующая инфраструктура, к которой они привязываются, может оказаться перегруженной или устаревшей. Не может похвастаться объектами для детского развития и досуга и большинство проектов класса «люкс»: «Как правило, чем выше класс проекта, тем меньше площадь застройки. В элитном классе изначально преобладает точечная застройка в центре города, где территории ограничены, поэтому и инфраструктура ограничена», — говорит Мария Литинецкая. «Но правда, минимальный объем детской инфраструктуры, хотя бы детские комнаты, девелоперы все же стараются включать», — уверяет Оксана Дивеева (Blackwood).
Конечно, детская комната не сравнится с просторной детской площадкой на свежем воздухе, поэтому семейным покупателям больше подходят ЖК на больших территориях, с комплексной застройкой. «Как правило, только в рамках проектов комплексной застройки создается вся необходимая инфраструктура», — говорят специалисты пресс-службы компании «НДВ-Недвижимость». Здесь строятся и новые школы, и детские сады, и современные детские площадки, и спортивные комплексы.
Ну а проекты комплексной застройки – это в основном объекты экономичного класса, поэтому большинство экспертов сходятся во мнении, что сегодня наибольшее количество новостроек с достойной инфраструктурой для семей с детьми сосредоточено в эконом-классе.
Впрочем, есть мнение, что лидеры по объему инфраструктуры, рассчитанной на семьи с детьми, — объекты бизнес-класса, вне центра города. У таких комплексов, как правило, большая собственная территория, где размещается все, что нужно, причем уровень этих объектов выше, чем в проектах эконом-класса. К тому же в бюджетных ЖК не стремятся возводить, например, бассейны, дабы не повышать себестоимость квартир. А в ЖК бизнес-класса строительство подобных объектов считается чуть ли не делом чести, впрочем, коммерчески оправданным, ведь покупатели квартир в таких домах готовы платить за бассейн, а то и за мини-зоопарк. Однако «зоопарк на территории ЖК или бассейн «только для жителей» значительно повышает эксплуатационные расходы собственников», — сообщает Сергей Лушкин (Квартал Эстейт), а поэтому совет для покупателей: выбирать жилье только с той инфраструктурой, которая действительно нужна, и избегать ЖК, «перегруженных» различными инфраструктурными объектами. Ну а все остальное – дело вкуса, благо сегодня есть из чего выбрать.
Глава 4. Городской водопровод
1. В настоящей главе
приведены базовые цены на проектирование городского водопровода.
2. Базовыми ценами
учтены:
— камеры, колодцы.
3. Стоимость
проектирования водопровода, сооружаемого способом щитовой проходки, следует
определять по ценам п. п. 13, 14 таблицы 8 Справочника базовых цен на проектные
работы для строительства «Объекты водоснабжения и канализации» изд. 2008
г..
Городской
водопровод
Таблица 6
№п/п |
Наименование объекта проектирования |
Единица измерения основного показателя объекта |
Постоянные величины базовой цены разработки проектной и |
|
а |
в |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Городской водопровод, сооружаемый открытым способом |
||||
1 |
от 100 до 1000 |
м |
12,00 |
0,136 |
2 |
св. 1000 до 2000 |
м |
90,00 |
0,058 |
3 |
св. 2000 до 5000 |
м |
144,00 |
0,031 |
4 |
св. 5000 |
м |
199,00 |
0,020 |
Городской водопровод, сооружаемый открытым способом |
||||
от 100 до 1000 |
м |
25,24 |
0,183 |
|
6 |
св. 1000 до 2000 |
м |
91,24 |
0,117 |
7 |
св. 2000 до 5000 |
м |
205,24 |
0,060 |
8 |
св. 5000 |
м |
325,24 |
0,036 |
Городской водопровод, сооружаемый открытым способом |
||||
9 |
от 100 до 1000 |
м |
21,14 |
0,255 |
10 |
св. 1000 до 2000 |
м |
142,14 |
0,134 |
11 |
св. 2000 до 5000 |
м |
290,14 |
0,060 |
12 |
св. 5000 |
м |
410,14 |
0,036 |
13 |
Водомерный узел на вводе в |
объект |
77,5 |
— |
Примечания:
1 При проектировании на
пересеченном рельефе местности с оврагами к ценам следует применять коэффициент
1,2.
2 При проектировании сетей водоснабжения,
проходящих по территории с коэффициентом застройки до 0,5, к базовым ценам
применяется коэффициент 1,3; с коэффициентом застройки более 0,5 — 1,5.
3 При наличии в зоне работ от 5 до
10 действующих или проектируемых коммуникаций к ценам применяется коэффициент
1,07, при количестве более 10 — коэффициент 1,1.
4 При параллельной прокладке сетей
водоснабжения с количеством линий 2 и более к базовым ценам применяется
коэффициент 0,15 за каждую последующую линию.
5 Базовая цена проектирования санации
водопровода определяется по ценам таблицы с применением коэффициента 0,8.
6 Базовая цена проектирования
водопровода, прокладываемого закрытым способом (горизонтально-направленное и
прессошнековое бурение), в т.ч. переходов через железнодорожные пути и автомобильные
дороги, определяется по ценам п. п. 9-10 таблицы 7 настоящего Справочника.
7 Стоимость шпунтовых ограждений
котлованов следует определять по п. п. 1, 2 таблицы 6 Справочника базовых цен
на проектные работы для строительства «Искусственные сооружения» изд. 2004
г. дополнительно к базовой цене проектирования
водопровода, прокладываемого закрытым способом.. Стоимость шпунтовых ограждений
траншеи следует определять по п. 10 таблицы 1 Справочника базовых цен на
проектные работы для строительства «Заглубленные сооружения и конструкции,
водопонижение, противооползневые сооружения и мероприятия, свайные фундаменты»
изд. 2004 г.
дополнительно к базовой цене проектирования водопровода, прокладываемого
открытым способом.
8 При определении стоимости проектирования
городского водопровода протяженностью до 100
м в расчет цены принимается длина сети — 100
м.
9 При проектировании водопроводных
сетей с разными техническими характеристиками (диаметр, напор и др.) стоимость
их проектирования определяется отдельно по каждой сети.
10 Пунктом
13 таблицы предусмотрено проектирование водомерного узла, размещенного в
отдельно стоящем здании. В случае проектирования водомерного узла, встроенного
в здание, его цена определяется с понижающим коэффициентом 0,4.
Что такое «умный» город?
Представьте: вы достаёте смартфон, открываете специальное приложение и видите, к примеру, где в городе затруднено движение, можете узнать, есть ли на ближайшей велошеринговой стоянке свободные велосипеды или остались ли места на ближайшей платной парковке. Вы можете запросить зелёный сигнал светофора, находясь от него в нескольких километрах, вызвать полицию или скорую и проследить её маршрут, связаться с городской администрацией и проконтролировать процесс решения заявленной проблемы (например, яма на дороге, упавшее дерево или исчезнувший канализационный люк), будучи при этом постоянно подключённым к городскому Wi-Fi.
Дальше – больше: с помощью носимого медицинского гаджета или того же самого приложения город сможет контролировать состояние вашего здоровья, а ещё, возможно, такое приложение можно будет использовать для социального взаимодействия. Будь то онлайн-дейтинг, интернет вещейИнтернет вещей – это новый этап развития интернета, значительно расширяющий возможности сбора, анализа и распределения данных, которые человек может превратить в информацию, знания и, в конечном итоге, в мудрость. В этом смысле интернет вещей приобретает огромное значение. Промышленный интернет вещей (Industrial Internet of Things) – многоуровневая система, включающая в себя датчики и контроллеры, установленные на узлах и агрегатах промышленного объекта, средства передачи собираемых данных и их визуализации, мощные аналитические инструменты интерпретации получаемой информации и многие другие компоненты, совместные поездки или система баллов, от которой станет зависеть ваш статус в обществе (да, да, как в “Чёрном зеркале”).
Контроль за выбросами парниковых газов в атмосферу, участие горожан в программах утилизации мусора, установка солнечных батарей и использование их энергии в самых разных сферах жизни, служба доставки, в которой работают только дроны, – всё это звучит как фантастика. Однако большая половина решений для «умных» городов уже внедрена в крупнейших мировых мегаполисах.
«Умный» город – эффективная интеграция физических, цифровых и человеческих систем в искусственной среде ради устойчивого и благополучного будущего жителей, симбиоз гражданской сознательности и технологических инноваций. Это прежде всего философия, потому что техника сама по себе безлика и безвольна, и только человек принимает решение о том, заботиться ли об окружающей среде, помогать ли согражданам, пытаться ли сделать лучше пространство, которое его окружает.
Район
Надо сказать, что нынешняя инфраструктура представляется собой совокупность определённых значимых объектов, которые могут максимально улучшить уровень жизни, предать комфортабельности проживания в определённом месте. Конечно, первое, на что влияет стоимость недвижимости – это планировка, этажность, год постройки дома, количество комнат, качество коммуникаций и подъездных путей к дома. Однако при окончательном формировании расценок на ту или иную квартиру, всё же, оказывает именно инфраструктура района. Так, к примеру, комфортабельные апартаменты, находящиеся в промышленном районе, будут стоить дешевле, чем квартира на вторичном рынке в где – нибудь центре. Так же меньшим спросом пользуется недвижимость, которая находится вблизи магистралей, железных дорог, заводов, стоянками и так далее. Проще говоря, дешевле будет квартира, находящаяся рядом с объектами, существенно ухудшающими экологическую обстановку и создающими постоянный шум.
В любом случае, перед тем, как приобретать недвижимость, нужно очень внимательно изучить расценки, район, планировку и, естественно, инфраструктуру месторасположения. Хотя тут, конечно же, многое зависит от приоритетов самого покупателя. Тем не менее, на сегодняшний день, инфраструктура играет едва ли не решающее значение при выборе конкретного объекта и формировании на него конечной стоимости. Таким образом, не стоит упускать из вида тот факт, что развитость района способна прибавить к конечной цене при покупке квартиры. Посему, многое зависит от того, какие именно финансовые возможности у потенциального покупателя недвижимости.
Инфраструктурный вектор
По словам руководителя департамента стратегического консалтинга компании RRG Айдара Галеева, в последние годы на рынке сложился тренд на увеличение доли коммерческой инфраструктуры в новых районах. «Если ранее инфраструктура проектировалась по остаточному принципу, то в последние годы государство проводит политику по увеличению этой доли. Сейчас до 20-25% новых площадей должно быть нежилыми, — говорит эксперт. — Есть и более жесткие требования. Объем нежилых площадей определяется в документации по планировке территории, а точнее — в проекте планировке территории, обязательного документа при комплексной застройке территории».
Государство таким образом хочет повысить налоговые доходы, а также уменьшить нагрузку на транспортную инфраструктуру за счет того, что у людей появляется возможность работать, развлекаться и тратить деньги в своем районе.
Как отмечает руководитель управления коммерческой недвижимостью ГК «А101» Оксана Моисеева, в Новой Москве администрация приветствует любую инициативу, позволяющую осуществлять грамотное развитие территории: технопарк, спортивный кластер, торговый центр, стрит-ретейл. «Сейчас в новых жилых районах, в том числе и в ТиНАО, при создании бытовой инфраструктуры акцент делается на базовом пуле операторов, который необходим для комфортного проживания. Максимально востребованы строительные и продуктовые магазины, дома быта и частные детские сады. Как правило, в первую очередь открываются объекты, которые, несмотря на неполное заселение, могут окупать себя без дополнительных затрат», — рассказывает эксперт.
В новых районах коммерческая инфраструктура закладывается изначально, поэтому она более приспособлена для открытия новых заведений, чем в сложившихся старых районах. «Проблемы в «старой» Москве могут возникать самые разные: конфликт вывески с колористикой фасада, недостаточная ширина тротуара для размещения летнего кафе, нет возможности соблюсти угол наклона пандуса для маломобильных групп населения, — отмечает Татьяна Чернова, старший аналитик департамента маркетинга и разработки продукта ГК «А101». — Поскольку инфраструктура в жилых комплексах на территории Новой Москвы создаётся «с нуля», то дальновидные застройщики еще на этапе проектирования здания могут предусмотреть наиболее эффективные параметры коммерческих помещений. В результате складывается парадоксальная ситуация: качество помещений street retail в Новой Москве выше, чем на Мясницкой или Покровке».
В целом крупные российские города, по мнению Оксаны Моисеевой, только начинают достигать показателей обеспеченности торговыми площадями, которые в европейских городах считаются комфортными. Москва по уровню насыщения торговыми площадями даже не входит в тройку по России – столица занимает лишь четвертую строчку с показателем около 500 кв. м на тысячу жителей. «По моим наблюдениям, в районе с населением 50 000 человек в условиях здоровой конкуренции может работать несколько сотен предприятий, суммарная площадь которых (в торговых центрах, ТПУ, объектах street retail, в отдельно стоящих зданиях и т.д.) составляет 60 000 – 70 000 кв. м. Более высокие показатели обеспеченности приведут к перенасыщению локального рынка торговыми площадями и росту доли вакантных площадей», — считает эксперт.
Выигрывают бизнес и эконом
Как застройщик определяет, что ему строить вблизи своего ЖК? «В Москве требуемый состав комплекса инфраструктуры определяется проектом планировки конкретного района. В этом документе учитываются транспортные потоки, количество проживающих и работающих в районе граждан, домов и квартир и другие факторы», — рассказывает Сергей Лушкин, директор по маркетингу и продажам ООО «Квартал Эстейт».
Поэтому при комплексной застройке большой территории подразумевается строительство всех необходимых объектов социальной инфраструктуры, ведь иначе проект не будет согласован. А в случае точечной застройки идет привязка объекта к действующей инфраструктуре, — дополняет Мария Литинецкая (МИЭЛЬ-Новостройки).
Такие объекты, как, школы и детские сады — социально важные и обязательны вблизи жилых домов, а вот организовывать спортивные площадки, зеленые прогулочные зоны и центры детского творчества закон не обязывает (об их строительстве власти могут только «попросить»). Поэтому при нехватке свободной территории и точечной застройке жилые дома не славятся «детской» инфраструктурой, а существующая инфраструктура, к которой они привязываются, может оказаться перегруженной или устаревшей. Не может похвастаться объектами для детского развития и досуга и большинство проектов класса «люкс»: «Как правило, чем выше класс проекта, тем меньше площадь застройки. В элитном классе изначально преобладает точечная застройка в центре города, где территории ограничены, поэтому и инфраструктура ограничена», — говорит Мария Литинецкая. «Но правда, минимальный объем детской инфраструктуры, хотя бы детские комнаты, девелоперы все же стараются включать», — уверяет Оксана Дивеева (Blackwood).
Конечно, детская комната не сравнится с просторной детской площадкой на свежем воздухе, поэтому семейным покупателям больше подходят ЖК на больших территориях, с комплексной застройкой. «Как правило, только в рамках проектов комплексной застройки создается вся необходимая инфраструктура», — говорят специалисты пресс-службы компании «НДВ-Недвижимость». Здесь строятся и новые школы, и детские сады, и современные детские площадки, и спортивные комплексы.
Ну а проекты комплексной застройки – это в основном объекты экономичного класса, поэтому большинство экспертов сходятся во мнении, что сегодня наибольшее количество новостроек с достойной инфраструктурой для семей с детьми сосредоточено в эконом-классе.
Впрочем, есть мнение, что лидеры по объему инфраструктуры, рассчитанной на семьи с детьми, — объекты бизнес-класса, вне центра города. У таких комплексов, как правило, большая собственная территория, где размещается все, что нужно, причем уровень этих объектов выше, чем в проектах эконом-класса. К тому же в бюджетных ЖК не стремятся возводить, например, бассейны, дабы не повышать себестоимость квартир. А в ЖК бизнес-класса строительство подобных объектов считается чуть ли не делом чести, впрочем, коммерчески оправданным, ведь покупатели квартир в таких домах готовы платить за бассейн, а то и за мини-зоопарк. Однако «зоопарк на территории ЖК или бассейн «только для жителей» значительно повышает эксплуатационные расходы собственников», — сообщает Сергей Лушкин (Квартал Эстейт), а поэтому совет для покупателей: выбирать жилье только с той инфраструктурой, которая действительно нужна, и избегать ЖК, «перегруженных» различными инфраструктурными объектами. Ну а все остальное – дело вкуса, благо сегодня есть из чего выбрать.
Есть ли в Казахстане «умные» города или проекты «умных» городов?
В Алматы обустроены велодорожки и успешно внедрена велошеринговая система. Южная столица в перспективе станет городом прежде всего для пешеходов. Конечно, автомобилисты сейчас с этим не согласны. Но если рассматривать идею отдельно от проблем с исполнением, то можно представить себе, как это преобразит город.
Власти Астаны в 2017 году привлекли частные it-компании в роли инвесторов для реализации проекта “Безопасный город”. На установку 10 000 видеокамер, с помощью которых будут фиксироваться нарушения ПДД на дорогах Астаны, было выделено 8,4 млрд тенге (около 25 млн долларов). Система позволяет сократить количество ДТП и в целом увеличить культуру вождения в столице.
Этим летом сообщалось, что АО “Транстелеком” работает над интеллектуальной аналитической системой камер видеонаблюдения, которые будут распознавать лица прохожих, а в МИК разработали «эталонный» стандарт Smart сity. Документ, который включает в себя принципы взаимодействия регионов с центральными госорганами посредством it-проектов, архитектуру этого взаимодействия, а также методы сбора и обработки данных правительством.
Проект «умные» города даёт результаты не только в столицах. В Павлодарской области наблюдается тенденция роста успеваемости школьников.
В Шымкенте проект Smart city динамично реализуется по пяти направлениям: образование, здравоохранение, ЖКХ, транспорт и безопасность. В городе для 459 детских садов внедрена автоматизированная система приёма детей, также во всех школах внедрена система электронного журнала и дневника. Кроме того, в Шымкенте внедрена автоматизированная система отбора педагогического состава «T-hunter».
Из последних новостей по внедрению «умных» технологических решений: с 15 сентября 2018 года к поликлинике в Казахстане можно прикрепиться онлайн, при том что идти в больницу для этого не нужно.
Резюмируя: Казахстан встраивается в глобальный тренд “умных» городов, и пусть происходит это небыстро, и общественность не всегда поддерживает инициативы (для этого необходима разъяснительная работа, которая тоже неустанно ведётся), но нельзя не отметить, что уже внедрён ряд эффективных инновационных решений, помогающих людям заботиться об окружающей среде и своём здоровье, а также, конечно, экономить время.
«Умные» города – это наше будущее. Прогрессивное, эффективное, понятное. Осознав это, строительству завтрашнего дня может (и должен) помочь каждый сознательный гражданин каждого города на земле.