Монтаж освещения: инструкция и основные правила

Как управлять наружным светом

Управлять светом в доме помогают современные системы типа «умного дома», они включают и выключают светильники в зависимости от заданных программ. Контролировать такие системы можно через компьютер или даже с помощью смартфона.

Необходим контроль и управление и наружному освещению. Это удобно, ведь человеку не придется самостоятельно выполнять включение, выключение и регулировку яркости подсветки – все это сделает система управления.

Важно! Управление наружным освещением города необходимо для минимизации финансовых затрат, связанных с этим процессом. Это понятно, ведь автоматические системы не только самостоятельно включаются и выключаются, они способны регулировать уровень освещенности улиц, подавать напряжение в определенные квадраты, активизировать систему по заданным часам или степени естественного света (перед закатом и после рассвета)

Это понятно, ведь автоматические системы не только самостоятельно включаются и выключаются, они способны регулировать уровень освещенности улиц, подавать напряжение в определенные квадраты, активизировать систему по заданным часам или степени естественного света (перед закатом и после рассвета).

Есть два вида управляющих систем для уличного освещения:

  • автоматизированная предполагает участие человека в процессе;
  • автоматическая работает полностью самостоятельно, человек должен лишь задать команду и установить нужную программу.

Преимущества автоматического управления освещением очевидны, поэтому и применяется такая система намного чаще.

Автоматическое управление наружным светом выполняет такие функции:

  1. Управляет степенью освещенности того или иного участка придомовой территории.
  2. Дистанционно регулирует время включения осветительных приборов в соответствии с заданным графиком.
  3. Контролирует все осветительные объекты на участке и следит за их работой.
  4. Повышает энергоэффективность осветительных приборов и устройств, позволяет существенно экономить на счетах за электроэнергию.

Стоимость автоматических систем управления освещением, конечно, выше, чем цена автоматизированных устройств. Но расходы вполне оправданы, ведь автоматика имеет массу плюсов:

  • для управления освещением не нужно присутствие человека в контуре;
  • работа осуществляется полностью автономно, те есть, не зависит от внешних факторов;
  • не придется контролировать включение и отключение света в заданное время – система самостоятельно проверяет работу всех элементов;
  • потерь электроэнергии при неотключенных лампах больше не будет – автоматика не «забывает» выключать свет;
  • возможность дополнительной установки таких элементов, как датчики, фотореле и прочие, дает возможность дополнительно экономить, ведь свет будет включаться только тогда, когда это необходимо.

Немного истории2

Подвесные люстры являются одним из самых первых осветительных конструкций, которые заменили лампады (определенное количество чаш наполненных горючим материалом, с подожженным фитилем). Распространение лампад началось еще со времен греческих полисов, городов-государств. Где горючей основой для лампад служил специальный состав масел, который вливался в глиняные чаши. Подвесные люстры стали набирать популярность уже в XVII веке, когда высокие дворцовые потолки необходимо было не только осветить, но и не загородить большой конструкцией роспись и лепнину потолков. Подвесные люстры крепились на потолочные балки, если они были, или на потолок. Основой для подвески служили специально скованные цепи, или же шнуры, толщина которых позволяла не только держать люстру, но и периодически ее опускать для того бы помыть, или заменить оплывшие свечи. Если подвесная люстра была более тяжелой, то ее основательно крепили, и больше старались не тревожить. Прибегая к помощи лестницы, если надо было не обходимо помыть подвески другие украшения. Сейчас же разновидность подвесных люстр не ограничивается размерами и высотой.

Трековые светильники в интерьере

Поначалу трековые светильники использовались в огромных торговых и выставочных залах, музеях: с помощью направленного света очень удобно привлечь внимание покупателей к тому или иному товару или предмету искусства. Не секрет, что правильно освещенный продукт раскупается гораздо быстрее

Дизайнеры жилых помещений со временем тоже взяли на вооружение эти осветительные системы.

Прожекторы чаще всего имеют лаконичные формы. Они органично вписываются в интерьеры в стиле хай-тек, их ценят поклонники минимализма, стиля лофт. Вообще же шинные системы открывают широкий простор перед дизайнерами, поскольку могут устанавливаться на стены, потолки (чаще всего), могут подвешиваться, встраиваться в потолок, размещаться вертикально или в различных конфигурациях.

Шинные системы отлично подходят для освещения гостиных, кухонь, они хорошо подходят для освещения в длинных и узких комнатах без окон, например, прихожих. По желанию заказчика систему можно подключить к специальной панели управления, с помощью которой регулируется интенсивность светового потока (диммирование) и\или смена цветов.

Для малогабаритных помещений удобно использовать струнные (на тросиках) системы освещения. Они менее массивны по сравнению с шинопроводом. Представляют собой светильники, расположенные на двух натянутых «струнах» (изолированных, низковольтных и гибких). Гибкость, малые размеры и простота в установке позволяют использовать такие системы практически в любых помещениях с высокими или низкими потолками.

Современные тенденции в освещении

Мода на освещение, как и на сам периодически меняется. И стиль комнаты во многом зависит именно от выбора осветительных приборов. Рассмотрим наиболее распространенные в наше время технические решения:

Многоуровневое освещение. Верхний основной уровень – это свет от потолка и настенных приборов. Далее идет настенная подсветка, например, картин и настольное освещение. Данный способ позволяет подчеркнуть простор и уют комнаты, создавать различные эффекты при включении тех или иных осветительных приборов.

Подсветка предметов и светильники, встроенные в пол – новая тенденция. Свет снизу – это красиво, оригинально, уютно. Тем более таким образом можно добавить дополнительный уровень освещения

Но мало просто установить лампочки на полу, важно продумать то, каким должен быть конечный результат, что потребуется данным светом подчеркнуть. Для такого вида рекомендуется использовать светодиодные лампочки, так как они не нагреваются и считаются достаточно яркими.

Светодиодные источники света становятся все популярнее

Практически все дизайнеры стараются их использовать в своих проектах. К тому же подобные лампочки тратят мало электроэнергии и служат очень долго. Производители продолжают совершенствовать характеристики данных лампочек, предлагая потребителям большой выбор осветительных приборов.

Подвижные светильники – еще одна новинка в данной области. Подобные конструкции дают возможность по необходимости менять направление светового потока. Это очень удобно, поэтому подвесные поворотные осветительные приборы очень быстро вошли в моду. Они меняют направление, яркость, при этом легко и быстро крепятся к потолку или стенам. Подвижные светильники часто используются в помещениях со сложным многоуровневым дизайном потолков.

Подсветка ниш и проемов выглядят оригинально, если в их плоскости организована точечная подсветка. Так комнате можно визуально придать дополнительный объем.

Комбинирование различных источников света – это следствие активного развития производства осветительных приборов. Еще несколько лет назад при оформлении квартир использовались исключительно лампы накаливания, то сейчас выбор велик. Различные типы ламп в интерьере хорошо сочетаются, дополняют друг друга. Все зависит от фантазии и требуемого функционала.

Скрытый свет – любопытное дизайнерское решение. Смысл заключается в том, что свет есть, а вот источник света не наблюдается, он замаскирован другими предметами интерьера. Обстановка становится более спокойной и комфортной благодаря мягкому освещению.

Переносные светильники позволяют менять обстановку в комнате несколько раз в день с помощью разнообразных световых эффектов. Но есть некоторый недостаток – потребуется значительное число розеток, расположенных по периметру комнаты. Удлинители, портящие внешний вид помещения сюда категорически не подходят.

Использование диммеров позволяет по необходимости менять степень яркости света. Особенно эта функция удобна при многоуровневом освещении. Диммеры можно программировать, задавать автоматические режимы. С помощью яркости света можно придать комнату необычную красоту и уют. Данные устройства дизайнеры считают первым шагом в организации умного дома.

Декоративное освещение – еще одна модная тенденция, которая продолжает развиваться и совершенствоваться. Для придания обстановке особого настроения используют различные дополнительные источники света или так называемую подсветку. Особо популярны светодиодные лампочки и оптико-волоконные системы, способные создавать необычные спецэффекты. Например, потолок со звездным небом или мерцающий танцпол. Все зависит только от пожеланий человека.

Как подключить точечные светильники

Одним из самых распространенных типов светодиодных светильников, устанавливаемых на потолочную поверхность, являются точечные модели. Их монтаж может осуществляться несколькими методами:

  1. Подвесным.
  2. Накладным.
  3. Встраиваемым.

Первые два варианта лучше всего подходят, когда потолок в помещении выполнен из труднообрабатываемого монолитного материала, например, железобетона. Встраиваемый, напротив, идеален для натяжной или подвесной конструкции.

В зависимости от материала потолочной поверхности, его особенностей и толщины применяются следующие способы монтажа светодиодных светильников:

  1. Для плит-перекрытий на монолитной железобетонной основе – крепежная проволоки, крюки и скобы. Подходит для навесного монтажа светильника. Фиксация приспособления в материал осуществляется посредством специальных анкеров и дюбелей.
  2. Для основания небольшого сечения – фиксирующие элементы с закреплением на внешней стороне. Чтобы подвесить светильник, потолок просверливается насквозь, в отверстие вставляются крюки с упорными пластинами или болты с аналогичными шайбами (где это возможно).
  3. Для деревянных плоскостей – крюк с резьбой.
  4. Для подвесных вариантов – система монтажных переходников, расположенных под материалом (гипсокартоном, ПВХ-панелями или пленками и тканями).

Как правило, точечные светильники устанавливают не по одному, а сразу в цепочку в соответствии со схемой:

При выборе варианта монтажа в подвесной или натяжной потолок прежде всего устанавливается проводка, драйвера и управляющая аппаратура в местах с хорошей вентиляцией. Затем в соответствии с расположением монтажных переходников и отверстий под светодиодные светильники подвешивается и сам материал. После этого устанавливаются приборы освещения.

Установка уличного светильника

Теперь можно приступить к монтажу закладной для установки светильников.

Делаете в местах выхода труб ПНД опалубку с армирующей сеткой. Размер опалубки зависит от подпятника фонарного столбика.

Для хорошей устойчивости фонарного столба, фундамент должен быть заглублен не менее 30см.

Схема укладки проводов и монтажа закладной в разрезе выглядит следующим образом:

После этого заливаете все раствором и дав ему выстояться и застыть, демонтируете все лишнее.

Есть садовые светильники с отдельной нижней тумбой, встраиваемые на уровне земли. Для них не нужно делать никакой опалубки для подпятника.

Достаточно засыпать нижний слой гравием, дабы обеспечить дренаж дождевой воды.

Далее закрепляете нижний диск на небольшой слой цементного раствора.

При этом обязательно контролируйте строительным уровнем горизонт установки.

Внутри такой тумбы заливать раствор также не нужно. В ней как раз таки и осуществляется вся разводка и подключение проводов.

Есть еще один простой вариант монтажа закладной. Берется круглый фланец по диаметру основания фонарного столба.

К нему приваривается арматура.

В земле ручным садовым буром делается лунка на соответствующую глубину, и все это заливается бетоном.

Жесткость такой конструкции даже лучше, чем у просто забетонированной опалубки. Кроме того, все крепежные шпильки уже будут выведены наружу.

Когда бетонное основание готово, пропускаете кабель через нижнюю часть фонарного столбика, а само основание закрепляете на закладной.

Для этого прикладываете его к бетонной подложке и отмечаете места крепления под анкера.

Перфоратором высверливаете отверстия нужной глубины.

Вставляете и забиваете в них дюбель.

После чего прочно притягиваете основание фонаря к бетонной площадке.

Далее необходимо подключить и соединить все жилы кабелей. Зачищаете концы жил и заводите их в распредкоробку.

Соединение можно выполнить любым удобным способом. 

Самый простой — это применение клеммников Ваго.

Самое главное — надежно заизолировать и герметизировать данное место. Сделать это можно при помощи специального электроизоляционного компаунда.

После полной герметизации размещаете залитую распредкоробку в основании и окончательно монтируете уличный светильник.

Есть модели светильников, у которых все расключение проводов происходит непосредственно на специальной контактной колодке, расположенной внутри столбика.

Тут все будет зависеть от вида и типа уличных фонарей. А разнообразие у них очень богатое, есть из чего выбрать. 

Проделываете все эти операции по подключению со всеми остальными светильниками на вашем загородном участке.

Правила светодизайна

Чтобы избежать ошибок при организации освещения пространства следует учитывать несколько правил.

От освещения комнаты зависит настроение и самочувствие находящегося в ней человека

Планирование основного, рабочего и декоративного освещения

Общий свет – это приборы на потолке, обеспечивающие равномерный рассеянный свет. Чаще всего это люстры с несколькими лампочками, текстильными или стеклянными абажурами и плафонами.
Светильник на потолке ни в коем случае не должен отбрасывать тени или блики – это испортит всю обстановку, будет раздражать взгляд.

Если в качестве основного освещения выбрана большая люстра, свет будет разным в отдельных местах комнаты, но всё-таки без резких перепадов

В рабочей области лучше устанавливать светильники, обеспечивающие направленный свет – торшеры, бра или настольные лампы. Данное освещение обязательно должно быть ярче основного. На кухне рабочей областью считается обеденный стол и зона приготовления пищи. Также в специальном освещении нуждается место для чтения книг, , место выполнения домашнего задания или развлечения ребенка.

Уровень освещенности рабочего места должен обеспечивать оптимальный баланс, при котором глаза не будут напрягаться

Только когда комфортно обустроено основное и рабочее освещение, можно продумывать декоративные подсветки.

Продуманный сценарий освещения

Это самый важный этап в проектировании дизайна и . Причем делать это требуется индивидуально для каждого помещения.

  1. В зале кроме основного света добавляется рабочее в зоне журнального столика или места для чтения книг. При этом обязательны декоративные акценты для придания пространству уюта.
  2. Зачастую в кухне общее освещение не требуется. Достаточно выделить подсветкой каждую область: обеденную, для приготовления пищи. Рекомендуется сделать функциональную светодиодную подсветку ящиков.
  3. Освещение в спальной комнате организовывается по тому же принципу, что и в гостиной. Рабочее освещение должно быть установлено у изголовья кровати. Но свет в этом помещении не должен быть ярким, иначе он не будет способствовать полноценному отдыху.
  4. Санузел не всегда требует несколько типов света. Это объясняется маленькой площадью. Но при возможности стоит выделить область зеркала и добавить декоративную подсветку. Это может быть даже насадка для подсвечивания льющейся воды.

Свет должен дополнять интерьер, а не «глушить» его

Работая над сценарием освещения квартиры, дизайнеры советуют обозначить, какие мероприятия будут проводиться в рассматриваемом пространстве. Это позволит быстрее подобрать верный тип освещения, точно определить необходимое число розеток, выключателей, диммеров.

Светлые стены и предметы мебели с высокими отражающими свойствами снижают потребность в осветительных приборах

Не стоит забывать и о мебели. Например, спальня с предметами матовой поверхности потребует больше света, чем в случае с глянцем. Это объясняется более высокой отражающей способностью.

Расчеты

Ни один дизайнер не начнет воплощение проекта в жизнь без соответствующих расчетов. И этот вопрос касается вовсе не финансов. Требуется предусмотреть, все ли приборы будут работать в одном помещении. Не возникнет ли неприятных ситуаций.

Составление плана освещения позволяет избежать распространенных ошибок, способных разрушить идею оформления интерьера

Для реализации данного этапа рекомендуется обратиться к специалистам, так как даже не все дизайнеры выполняют это сами.

Выбор характеристик

Выше были рассмотрены типы ламп с учетом их отличительных особенностей. Выбор зависит в первую очередь от самого светильника, предполагаемой частоты его использования и функциональности в квартире. Лампочка в приборе решает практически все. В некоторых ситуациях подойдут только классические лампы накаливания, а где-то потребуются светодиодные светильники.

Лампы накаливания самые дешевые, светодиодные – самые дорогие

Чем выше температура лампочки в Кельвинах, тем холоднее распространяемый ею свет. Для спальни достаточно до 3000 (лампы накаливания), а для рабочей области – до 5000. Лампы выше 5500К используются уже в офисах. Не рекомендуется использовать холодный свет в обеденной зоне или рядом с зеркалами.

Профессиональная подсветка фасадов

Полутени и тени, которые ниспадают на стены, игра тонких оттенков и ослепительных огоньков, как золотые светлячки — всё это действительно создано человеком. Архитектурная подсветка — это что-то новое, то, что может подарить зданию удивительный внешний вид, подчёркивая этим все оригинальные детали. Нужно ли говорить, что именно из-за такого света и таланта светодизайнеров мы можем любоваться красивыми зданиями даже в тёмное время суток. Особенная подсветка поможет выделить дом на фоне остальных. Наружное освещение здания подразумевает под собой:

  • красивый архитектурный свет и различные иллюминации;
  • универсальное светодиодное освещение;
  • современную подсветку из неона.

Профессионально созданная архитектурная подсветка выделяет очертания и грани здания, придаёт ему больше романтичности либо, наоборот, подчёркивает деловой вид и имидж.

Светодизайнер может улучшить здание следующим образом:

  1. Создать архитектурное освещение, которое придаст зданию и улице праздничную атмосферу.
  2. Красиво оформить любой дом.
  3. Выделить яркий акцент на самых красивых и достойных частях дома.

Возможное освещение зданий

Есть несколько методов подсветки фасада здания:

Общее заливающее освещение участка — это самый популярный и востребованный метод

Он включает в себя статическое освещение плоскости либо трёхмерного объекта, что делает фасад отлично просматриваемым в вечернее и ночное время.
Локальный метод — помогает подчеркнуть основные детали памятников и фасадов, концентрирует внимание человека на исторических и художественных деталях строения.
Силуэтное освещение здания — помогает создать определённый контраст между затемнённой деталью сооружения и светлым фасадом с помощью проецирования пучка света с заднего плана. Также светодизайнеры используют специальный световой фон для затемнения общего силуэта строения.
Освещение контуров — ещё один метод, с помощью которого светодизайнер может разработать красивый проект освещения фасада строения

Такой метод включает в себя создание контраста между нишами и стенами, а также гранями постройки.
Проведение динамического освещения — помогает усиливать общий заливающий эффект с помощью разной степени освещённости на отдельных частях здания. Динамичная подсветка также может изменять свой цвет и яркость.
Световой фасад — простой способ, который придаёт традиционную эстетику остеклённого здания с помощью оборудования, установленного внутри него. Ровное однотонное освещение используется для подсветки коммерческих и офисных зданий.

Для формирования выразительного светового облика здания следует в обязательном порядке учитывать площадь объекта, его расположение по отношению к остальным архитектурным постройкам, стиль отделки, фактуру и множество других важных параметров.

Области применения

Чаще всего архитектурная подсветка создаётся для таких построек, как:

  • Загородные участки и частные дома, небольшие гостиничные домики.
  • Городские здания. Это могут быть памятники архитектуры, офисы больших магазинов, административные постройки, торговые центры.
  • Мосты.

Способ освещения подбирается в зависимости от назначения строения, его места расположения и архитектурных характеристик.

Конструктивные особенности и разновидности

Корпус растрового светильника обычно прямоугольной или квадратной формы, сделан из листовой стали с порошковым покрытием из белой эмали. Источником света служат люминесцентные трубки или светодиодные лампы.

Главная техническая деталь светильника, которой он обязан своим названием и популярностью – светоотражающая каркасная решетка. Изготовлена она по особой технологии, чаще всего из пластин тонкого листового алюминия. Поверхность пластин с обеих сторон покрывается в несколько слоев краской порошковым напылением или анодированием.


Схема конструкции растрового светильника.

От формы и конфигурации ячеек решетки зависят направление, интенсивность и плотность рассеивания света. Промышленность производит около семи видов решеток с разнообразными рисунками и сочетанием форм ячеек. На потребительском рынке покупателя интересуют в основном следующие три варианта зеркальных светоотражающих решеток.

  1. V-подобная решётка. Поверхность пластин полированная до глянцевого или матового оттенка. Отображает равномерный мягкий рассеянный свет. Эти решетки самые легкие и сравнительно недорогие.
  2. Параболическая решетка из анодированных алюминиевых пластин. Такие решетки монтируют на крупные светильники для большой степени отражения и рассеивания световых лучей. Преимущественно используют, где нужно круглосуточное освещение – больницы, вокзалы. Дают ровный спокойный свет, который не утомляет глаза. Хорошо подходят для кабинетов и офисов, где приходится много работать с компьютером.
  3. Двойные, бипараболические решетки – самые мощные и прочные, светоотражение на 10-15% больше, чем в других решеток. Дают ровное освещение без бликов и теней. Применяется в основном на производственных объектах, в промышленных цехах с круглосуточным освещением. Однако есть и небольшие модели с бипараболическими решетками, которые монтируют в коридорах, холлах гостиниц и т.д.

В зависимости от способа и места монтажа растровых светильников различают накладные и встраиваемые осветительные приборы.

  • Накладные изделия крепятся непосредственно на потолочное перекрытие – оштукатуренные или другим способом обработанные бетонные потолки.
  • Встраиваемые модели устанавливаются в подвесные и натяжные потолки, корпус светильника здесь не понадобится.


Накладной светильник.

Какой светильник выбрать, встраиваемый или накладной

Выбор того или иного типа светильника будет зависеть от конструкции потолка. Разница между встраиваемыми и накладными моделями в способе их крепления.

Накладные модели крепятся к обычному ровному потолочному перекрытию через предварительно установленный монтажный профиль. Они будут выступать над поверхностью потолка. Именно накладные модели наиболее пригодны для больших помещений – складов, ангаров, спортзалов, выставочных и торговых павильонов. Их достоинство – универсальность, простота и удобство монтажа.

Встраиваемые модели выглядят внешне как оригинальное дизайнерское решение потолка, его своеобразная часть без всяких выпуклостей. Применимы только на подвесных конструкциях, где монтируются заподлицо с плоскостью потолка, сохраняя с ним ровную поверхность. Встраиваемые растровые изделия – красивое решение для подвесных потолков типа «Армстронг», они идеально вписываются в подвесной каркас, обшитый гипсокартоном.


Встраиваемые конструкции.

Можно ли накладной светильник установить на подвесной потолок

Технически да, хоть и затратно, но возможно, если делать все осторожно. Однако в каждом случае будет оставаться риск обрушения подвесной конструкции вместе с системой освещения

При этом стоит учесть, насколько установка накладной выступающей модели будет гармонировать с подвесным потолком.

Способы монтажа

Уличное освещение выполняется с помощью различных типов светильников. Это позволяет не только создавать оптимальный поток света, но и декорировать территорию. Следует понимать, что для таких целей желательно покупать светильники, которые способны выдержать воздействие влаги и перепады температур.

Монтаж таких систем может выполняться несколькими основными способами:

  • Крепление на стены. Для установки применяют светильники, оснащенные специальным каркасом. Фиксация устройства выполняется с помощью дюбеля или анкера.
  • Установка в фундамент. Подобный подход очень часто предполагает использование металлических опор, которые и превращают его в фонарь. Для монтажа такого светильника подбирается металлическая труба, к которой и фиксируется прибор. Затем вся конструкция устанавливается в почву и заливается бетоном.

Минималистичные формы

Интерьерная мода 2020 отличается пластичностью, подчиняясь главной тенденции  — индивидуализации пространства. А где индивидуализация, там свободный выбор форм, размеров, оттенков и материалов. Выбирайте, что нравится: винтажную люстру с хрустальными подвесками, плетёный абажур, строгую классику, футуристичный дизайн, минимализм. 

Окончательно вышли из моды разве что подчеркнуто индустриальные светильники в виде водопроводных труб и фонарей, и люстры «пауки», которые можно было повстречать в каждом третьем дизайн проекте в 2017 году.

Эмоционально эффективное освещение

Пять лет назад канадские ученые выявили влияние природного и интерьерного света на психику человека

Актуально смотрятся минималистичные светильники на низком подвесе, светильники-гроздья и традиционные формы родом из классических интерьерных стилей, например: лаконичная геометрия ар-деко, которое в 2020 году снова в тренде.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Домашний Фен-Шуй
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: