Дизайн проектирование интерьера: особенности и этапы

Плюсы и минусы профессии

Если вы еще сомневаетесь, выбирать ли для себя профессию дизайнера, предлагаем взвесить все «за» и «против». Давайте начнем с приятного.

Достоинства:

  1. Многообразие сфер деятельности: если раньше работа дизайнера была связана только с разработкой линии одежды, дизайна интерьера или ландшафта, то сейчас все большую популярность набирают графические и веб-дизайнеры. Можно освоить несколько навыков и стать универсальным специалистом.
  2. Высокая оплата на рынке труда: конечно, это зависит от уровня специалиста, но если хорошо зарекомендовать себя, то, поверьте, за вами начнут охотиться хедхантеры.
  3. Возможность работать во фрилансе или удаленно, подстроив под себя график.
  4. Нет ограничений в рынке: никто не мешает находиться в одном городе, а работать, например, в столичной или зарубежной компании.
  5. Популярность профессии: да, со временем она будет только совершенствоваться, но вряд ли исчезнет совсем.
  6. Много новых знакомств: постоянные переговоры с заказчиками, посещение выставок и презентаций – то, без чего не обойдется работа дизайнера.
  7. Доступность информации для изучения: в Интернете сейчас есть много различных курсов и методического материала, которые помогут изучить эту сферу или улучшить свои навыки.

Но, несмотря на все перечисленные плюсы, профессия дизайнера имеет свои нюансы.

Недостатки:

  1. Далеко не все могут правильно распределять свое время, работая по свободному графику. Зачастую дизайнеры переоценивают свои силы, трудясь днем и ночью. Однако эта проблема легко решается. Советуем заглянуть на нашу онлайн-программу «Лучшие техники тайм-менеджмента», где за несколько недель вы освоите эффективные методики управления своим временем, целеполагания, совместной работы, которые применяются успешными людьми и известными компаниями.
  2. Бывает, что желания заказчика не совпадают с видением работы дизайнера, а творческому человеку трудно работать в определенных рамках и ограничивать свой полет фантазий.
  3. Рутина: работа в графическом редакторе, составление технической документации, отрисовка эскизов не всегда сопровождаются разнообразием деятельности.
  4. Необходимо постоянно совершенствоваться и поддерживать свою конкурентоспособность: мир меняется, компьютерные технологии не стоят на месте, поэтому нужно держать руку на пульсе изменений в области дизайна.
  5. Возможен творческий кризис: это свойственно всем, кто работает в такой области. Постоянная генерация и воплощение идей требуют сил и вдохновения, поэтому наступают моменты эмоционального истощения.
  6. Чтобы стать успешным и востребованным дизайнером, будьте готовы изучить основы маркетинга и продаж, они вам понадобятся при общении с заказчиком и для продвижения своих услуг.

Для выбора профессии одного желания недостаточно, важно понимать, обладаете ли вы теми качествами, которые необходимы. Давайте поговорим об этом подробнее

1. Начало проекта и техническое задание

«Конкретизируйте свои пожелания», – так говорится в известном фильме. Это немаловажный пункт, с которого все начинается

Поэтому очень важно помнить: один и тот же интерьер может казаться одному человеку красивым и функциональным, а другому – совсем наоборот. Опытный специалист, конечно, предложит несколько вариантов дизайна, но чтобы он мог создать проект индивидуально для вас, ему потребуется точная информация:

  • Как можно более точный распорядок дня абсолютно всех членов вашей семьи;
  • Ваши пожелания по количеству и типу мебели в каждой из зон;
  • Фотографии интерьеров, которые визуально вам очень нравятся и которые не нравятся совершенно;
  • Технические особенности («умный дом», вентиляция, сигнализация, и т.п.);
  • Ваш бюджет на ремонт.
  • 1 из 1

На фото:

Самое важное здесь – согласование всех этих моментов, иначе работа над проектом не начинается вовсе. При наличии противоречий, скажем, если ваши пожелания разнятся с выделенным бюджетом, опытный дизайнер может подсказать, какой вариант возможен для реализации за такую сумму, а какой – нет

Куда пойти учиться?

Если вы планируете стать специалистом в области дизайна не ради увлечения, а ради того, чтобы сделать это своим призванием, советуем рассмотреть вариант получения высшего или хотя бы средне-специального образования в этой области.

Во-первых, такое обучение даст вам гораздо больше знаний и полезных знакомств (главное не ошибиться в выборе учебного заведения) в отличие от краткосрочных курсов, а во-вторых, наличие диплома – огромный плюс в вашу копилку профессионализма. Тем более сейчас для участия в интересных проектах все больше требуются специалисты с профильным образованием.

Если вы решите стать дизайнером интерьеров, вам нужно будет обязательно изучить ГОСТы, СанПин и даже ознакомиться с инженерным делом. Ландшафтный дизайнер должен разбираться в ботанике, садоводстве и архитектуре. Дизайнер одежды не обойдется без изучения истории моды, основ кройки и шитья, а также других художественно-проектировочных инструментов.

Сегодня лучшими учебными заведениями для дизайнеров в России считаются:

  • Московский государственный университет дизайна и технологий;
  • Институт дизайна и искусств (Санкт-Петербург);
  • Московский университет дизайна и бизнеса;
  • Политехнический университет (Санкт-Петербург);
  • Российский государственный гуманитарный университет;
  • Институт современного искусства;
  • Институт бизнеса и дизайна;
  • Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова.

Конечно, вы можете выбрать и другие образовательные учреждения; главное, чтобы они отвечали вашим запросам и пожеланиям. Рассмотрите вариант получения европейской сертификации – специалисты такого уровня подготовки всегда ценятся крупными компаниями.

Сделайте информацию доступной для восприятия

Главная задача дизайнера — создать приятный внешне продукт, который хочется использовать. Помимо этого, он также должен просто и понятно сообщать пользователю всю необходимую информацию. Для этого нужно достичь хорошего отношения сигнал/шум.

Таблицы ниже содержат одни и те же данные. Однако информацию во втором варианте гораздо легче читать и воспринимать.

«Каждый лишний элемент, график, линия или символ отвлекает внимание от важных деталей», — Лидвелл и др. Если вам кажется, что форма привлекает больше внимания, чем важные данные, которые нужно представить пользователям — пересмотрите концепцию и убедитесь, что придерживаетесь хорошего отношения сигнал/шум

Если вам кажется, что форма привлекает больше внимания, чем важные данные, которые нужно представить пользователям — пересмотрите концепцию и убедитесь, что придерживаетесь хорошего отношения сигнал/шум.

Как работает дизайн-мышление

Процесс решения проблемы состоит из пяти этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототип, тест.

Рассмотрим каждый этап подробно на двух контрастных примерах, когда дизайн-мышление помогло лично мне.

Владелец тюменского сервисного центра попросил меня разработать лендинг. Прежде я делал их только для своих проектов и мне было легко: я знал, что хочу рассказать и донести до пользователей. Но про ремонт смартфонов я не знал ничего.

1 этап. Эмпатия

Эмпатия — умение включиться в переживания и опыт других людей, понять, что на самом деле их волнует. Это главное качество дизайн-мышления, так как именно оно позволяет отстраниться от своих предположений и убеждений, взглянуть на проблему глазами пользователя.

Настоящий дизайнер — всегда эмпат. Он ищет наиболее комфортное решение. Делать проекты, в которых вы разбираетесь, — легко. Если вы увлекаетесь рэпом, сделать лендинг для рэпера просто. Но если заказчик торгует на финансовой бирже, придётся вникнуть в его бизнес, разобраться в процессах и понять, что он чувствует, когда общается с людьми. Посмотрим, как эмпатия работает на практике.

Чтобы понять, что важно для клиентов сервиса по ремонту телефонов, я погрузился в атмосферу заказчика. Взял интервью у владельца бизнеса и провёл с командой рабочий день

Наблюдал за тем, какие вопросы задают клиенты, что их волнует, когда они отдают свои смартфоны на ремонт.

2 этап. Фокусировка

Систематизируйте информацию, которую вы получили с помощью эмпатии, анализируйте наблюдения и выделяйте ключевые проблемы пользователя. Цель фокусировки — сформулировать вопрос, на который вы будете искать ответ на следующем этапе.

Общаясь с командой, я понял — большую часть времени они тратят, чтобы ответить на одни и те же вопросы: на какой срок даётся гарантия, какие случаи гарантийные, нужно ли вносить предоплату. В итоге я сформулировал вопрос: как сэкономить время клиента и команды?

3 этап. Генерация идей

Когда вы определили проблему пользователя, придумайте и проработайте нестандартные решения. Откажитесь от критического мышления, к которому мы все так привыкли. Критика может загубить хорошую идею. Записывайте всё, даже самые бредовые мысли. Как креатив кончится, отберите жизнеспособные идеи и переходите к следующему этапу.

Я предложил несколько решений проблемы:

  • сделать на лендинге раздел с ответами на вопросы;
  • снять видео, где директор сервиса отвечает на вопросы;
  • написать серию постов в соцсетях.

4 этап. Прототипирование

Здесь задача — проверить работоспособность идей на практике. Достаточно сделать бюджетную версию продукта с функциями, которые помогут решить обозначенную задачу.

Прототип поможет:

  • в случае успеха — найти верное решение, заметить недостатки, доработать и создать продукт;
  • в случае неудачи — опровергнуть гипотезу, сохранить время и деньги.

Если прототип удачный, переходите к следующему этапу. Если нет — попробуйте определить проблему заново.

Ответы на вопросы — понятный и универсальный вариант, который работает на всех платформах. Пользователь выбирает нужный вопрос, и ответ уже на экране.

5 этап. Тестирование

Тестируйте готовый продукт и лучшие решения, которые разработали в ходе прототипирования. И хотя это финальный этап, дизайн-мышление — повторяющийся процесс: используйте результаты тестирования, чтобы определить и решить другие проблемы. Это можно сделать с помощью обратной связи от клиентов.

Я сверстал прототип раздела, показал, как он будет выглядеть.

Вместе с заказчиком мы протестировали его с разных устройств и убедились, что всё работает. После этого я , добавил фоновую картинку и анимацию.

Контролируйте функциональную нагрузку

Хороший дизайн должен упрощать выполнение задач и освобождать пользователя от лишних действий.

Функциональная нагрузка делится на два типа: когнитивная и кинематическая.

  • Когнитивная нагрузка — это объем умственной работы, необходимой для достижения цели. Когда человек видит какой-либо предмет впервые, он начинает размышлять о том, как его использовать. То же самое касается и продукта. Меньше всего пользователям хочется думать о том, как применять дизайн. Им нужно лишь выполнить с его помощью задачу. Поэтому когнитивная нагрузка должна быть как можно ниже.
  • Кинематическая нагрузка — это уровень физической активности, необходимой для достижения цели. Дизайн не должен требовать от пользователя выполнения лишних и неинтуитивных действий. При создании какой-либо функции подумайте о том, как пользователь будет ее использовать. Результат должен требовать как можно меньше усилий, но приносить больше преимуществ.

Учитывайте уровень кинематической нагрузки при работе над дополнительными функциями. Например, оформление покупок, повторяющиеся задачи, заполнение форм и другие подобные сценарии требуют дополнительных действий пользователя.

Стандартный

Является функциональным и информативным. Его очень легко составлять. Данный документ помогает систематизировать все виды работ по строительству и ремонту. С помощью этого типа дизайн-проекта можно быстро определиться со стилистическим решением для каждой комнаты, а также проанализировать, каких атрибутов недостает, а каких переизбыток.

В документ включается два этапа, которые включают эскиз и проектную часть.

Этап 1: составление эскиза

Эскиз составляется руками профессионалов. Обязательно учитываются особенности планировки помещения, его освещенность, размер, расстановка мебели. Все эти объекты указываются на листе специального формата. Данный этап помогает оптимизировать помещение и тщательно продумать каждую деталь. Благодаря этому удается получить завершенный интерьер, подчеркивающий единство стилистического направления.

Эскиз дизайн проект одноэтажного дома с высоким потолкомИсточник Pinterest

Для составления этого этапа одного эскиза недостаточно, важно рассмотреть обстановку на этапе рисования со всех сторон. В эскизе должны быть обнародованы возможные варианты расстановки мебели, отделка поверхностей

Обязательно каждая деталь изображается в том оттенке, в котором она будет в реальности.

Этап 2: проект

В проекте содержатся технологические расчеты, а также данные о стенах, перегородках и прочих конструкциях, которые будут изменяться. Здесь же прописывается наличие фальш-стенок, уровней потолка для их сборки и дополнительных ниш в стенах. 

Проект внутренней части дома в составе дизайн-проектаИсточник topdom.info

Каждая из этих деталей указывается вместе с чертежами и параметрами в условных единицах. Данный раздел дизайн-проекта помогает мастерам точно определить где и в каком месте необходимо выполнить конкретный комплекс работ.

Интересный дизайн проект домаИсточник roomester.ru

Принципы педагогического дизайна

Основная задача качественной и планомерной разработки учебного курса — максимально полная передача нужной информации в доступной для ученика форме. Важен не просто сам факт её предоставления — с этим неплохо справляются более простые методы. Главной задачей является именно четкое восприятие и последующее применение полученных знаний на практике. Для достижения этого в основы педагогического дизайна заложены 8 принципов американского психолога Роберта Ганье (Robert Mills Gagne), одного из основателей педагогического дизайна и автора книг по теории обучения.

Привлечение внимания учеников, мотивация на обучение, пробуждение интереса к теме и методам.

Объяснение целей и задач обучения. Здесь не только даётся ответ на вопрос «зачем?», но и формируется определенный уровень ожиданий от итогов самого процесса.

Представление нового материала. Наиболее сложная часть процесса, поскольку выборочность восприятия любого нового материала свойственна человеческой психике
А это значит, что необходимо заранее предусмотреть определенные элементы, которые позволят удержать внимание ученика на важных моментах и довести до него главную мысль проекта в максимально доступной форме.

Сопровождение обучения. По сути это руководство учениками и семантическое формирование установки на удержание полученного материала в долгосрочной памяти.

Практика
Необходимо быстро, пока новые знания еще свежи, опробовать их в реальных условиях или просто подтвердить соответствующим экспериментом, что четко и весьма эффективно увяжет теорию и приложение знаний.

Обратная связь. Оценка выбранного метода обучения и его эффективности невозможна без оперативного анализа

Поэтому еще на этапе разработки курса должна закладываться максимально гибкая система обратной связи (здесь пригодятся результаты анализа целевой аудитории и её возможностей).

Оценка успеваемости и общая оценка эффективности учебного курса.

Перевод в практическую плоскость, помощь ученикам в сохранении знаний и их правильном применении.В отличие от пятого принципа, здесь важно перенести практические навыки в новые условия, не заданные изначальными рамками курса. Это позволит оценить глубину усвоения знаний.

Задачи педагогического дизайнера

Технология педагогического дизайна относительно проста. Нужно понять потребности учащихся и определить цели обучения, а затем передать знания и информацию максимально быстро, точно и эффективно. Но для этого требуется понять все предпосылки и четко задать конечные свойства продукта. А это, в свою очередь, требует планомерной и хорошо выстроенной работы, причем не одного человека, а грамотно подобранной команды разработчиков. При этом задачи педагогического дизайнера обширны и весьма непросты:

  • Анализ потребностей целевой аудитории, её компетенций и ожидаемых результатов обучения.
  • Определение целей и задач учебного материала.
  • Анализ и структурирование материалов в соответствии с целями.
  • Выбор средств и методов учебной работы.
  • Создание элементов, стиля и визуального дизайна курса.
  • Разработка тестов и заданий, средств контроля и сбора информации.
  • Создание курса с помощью соответствующих инструментов, либо постановка задач членам команды для разработки конкретных элементов.
  • Загрузка курса в систему управления обучением (Learning Management System, LMS).
  • Разработка методов оценки результатов и эффективности материалов.
  • Выработка решения для дальнейшего совершенствования учебного контента.

Такая четкая последовательность обеспечит качественный рост учебного материала по мере выполнения работы и отточит формы его подачи.

Глава 2. Возникновение дизайна

Дизайнер обязан быть мастером во всех областях своей профессии. Корни дизайна уходят к началу XIX века, в эпоху появления массового машинного производства и разделения труда. До промышленной это называлось, когда не было дизайна — просто дикий дизайн, преддизайн, искусство эпох предметных фетишей, тотемодизайн, мифодизайн, теодизайн. И развивалось все это согласно тому времени, той духовной и материальной культуре. Дизайн — одно емкое понятие, а включает в себя в нашем сознании: массовый и элитный дизайн, китч, стайлинг, поп-дизайн, единичный арт-дизайн, городской публишь-арт, архитектурный дизайн, промышленный дизайн, Web-дизайн, графический.

Этап дизайна соединил достоинства предыдущих двух этапов: кустарого и индустриального производства.  Дизайнер связан с массовым производством и с его уровнем и возможностями, а эти возможности, к сожалению часто не оправдывают ожиданий. Оформители и бутафоры украшают свои вещи, но дизайнер — существо высшее, он обязан мыслить масштабно и разнопланово, он обязан наперед представлять как поведет себя его будущее творение в своей среде обитания, как оно повлияет на среду и как среда уживется с вещью, а главное дизайнер должен придать вещи максимальную симпатию к человеку, к тому, для кого вещь будет предназначена, кому она будет служить.

Дизайнер обязан сохранить чистоту идеи — функциональную обоснованность для формы, материала, суперграфики т.е. всех составляющих. И в конце концов предугадать необходимость создаваемой им вещи. А что же должен знать дизайнер (художник-конструктор) создавая вещь. Быт, этнографию, демографическую ситуацию, социологию быта (чтобы понять кто, когда, как и до каких пор будет пользоваться вещью, рождающейся сегодня), психологию, физиологию, философию, медицину, эргономику, технологию изготовления вещи, свойства материалов, возможные инженерные и конструкторские решения. Дизайнеры знают, что в этом мире все соотносится друг с другом и человек воспринимает это на подсознательном уровне. Проблема цвета, например, уходит в глубины психологии. В зеленых комнатах почему-то простужаются, а ящик, окрашенный в желтый цвет легче поднять, чем серый ящик того же веса.

На протяжении многих веков предметно-пространственная среда человека была рукотворной, все предметы, окружавшие его, были результатом кропотливого и длительного труда мастеров-ремесленников. Процесс изготовления любого предмета являлся не только следованием простой технологической схеме, но и священнодействием. Мастер вкладывал в работу свою душу, представления о мире, от чего сам предмет наполнялся жизнью.

Всё стало иначе, когда на рубеже ХIХ в. —  возникла потребность «наполнить жизнью» предметы массового потребления, изготовленные промышленным способом. Предметно-пространственная среда перестала быть рукотворной, теперь и далее её создают машины. Машинный труд во много раз превосходит труд ремесленника, но, вместе с тем, обнажилась и проблема — то, чем бережно наполнялся предмет в ремесленной мастерской, невозможно поместить в каждый из тысячи предметов-близнецов, выбрасываемых из машины конвейером.

Возникла необходимость формализации интуитивно творимых ранее действий по одушевлению предметов, для того, чтобы, руководствуясь некоей схемой их можно было осуществлять в промышленном производстве.

Дизайн как профессия возник и сформировался в 20 веке. Но те или иные его черты и даже характерные проявления встречаются в самых глубинных пластах материальной культуры. Поиск точной даты рождения дизайна не возможен, но как профессия он возник именно тогда, когда его основы стали преподавать с кафедры, а выдача соответствующих признаваемых обществом, дипломов поставила специалистов в области дизайна в один ряд с представителями других нужных обществу профессий.

Принято выделять два основных направления в становлении дизайна: Российское (ВХУТЕМАС) и Германское (БАУХАУЗ).

В основе всех мировых школ дизайна лежат образовательные концепции, так или иначе восходящие к опыту ВХУТЕМАСа-Баухауза.

Базовыми знаниями мирового дизайнерского образования весь ХХ век являлась пропедевтика: элементарные вводные курсы, учившие видеть простое в сложном, расщеплять любую форму — на геометрические первоэлементы, жизнь — на функциональные процессы. Сама по себе модернистская парадигма есть по сути как бы система художественного образования. Школа приёмов, с помощью которых можно анализировать всю предшествующую культуру, переконструировать существующую и строить новый мир — целесообразный, технологичный, функциональный и социально справедливый.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Домашний Фен-Шуй
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: