Что такое естественное освещение помещений

Принцип девятый. Пробуйте отражать свет

Как известно, свет отражается от самых разных поверхностей. Способов отразить свет, как мы сегодня уже говорили, множество. Один из самых простых и самых эффектных способов отразить естественный (да и любой другой) свет – это использовать в работе отражатель, или, как его еще называют, лайт-диск. Именно с помощью такого отражателя и была сделана вот эта фотография. Ее автор рассказывает, что в помещении, где он снимал, свет был очень рассеянным и делал лица людей чересчур плоскими и блеклыми. Для того, чтобы «оживить» картинку, автор применил лайт-диск.

При работе с лайт-диском лучи солнца отражаются от поверхности этого отражателя и перенаправляются фотографом или его ассистентом непосредственно на объект съемки. Если объект съемки располагается в тени, там, где свет обычно бывает особенно рассеянным, эффект, создаваемый отражателем, становится намного заметнее. В этом конкретном случае, рассказывает автор фотографии, в работе ему помогал друг, который с лайт-диском стоял примерно в пяти метрах от фотографируемого человека и располагал этот отражатель таким образом, чтобы солнечные лучи падали именно на него. После этого друзья попробовали подсветить при помощи этого нехитрого приспособления только лишь лицо модели.

Как мы уже говорили, отражатели могут быть, так сказать, и природными, естественными. Практически любая достаточно ровная поверхность в той или иной степени может отражать свет. В роли отражателя могут выступить водная гладь реки, озера или моря, снег на земле, и даже песок. В городе отражателем может поработать асфальт или стены домов.

Принцип десятый. Источников естественного света может быть несколько. Ищите их!

Да-да! Не удивляйтесь! Хоть светило у нас с вами на всех только одно – солнышко, но источников естественного света одновременно  может быть несколько. Такое обычно можно наблюдать в закрытых помещениях. Источниками света в этих условиях служат окна и дверные проемы. Ведь, как правило, хотя бы окон практически в любой комнате бывает несколько. Да и дверь может быть не одна. А в некоторых помещениях и потолки бывают прозрачными.

Посмотрите вот на эту замечательную фотографию. Человек в белых одеждах находится в каком-то непривычном для нас с вами помещении и освещен контровым светом, идущим из какого-то проема. О том, что свет в данном случае контровой, говорит ореол, образующийся  вокруг его фигуры. Но и черты лица этого человека достаточно хорошо различимы! Из всего этого легко сделать вывод, что фотографируемый был освещен как минимум двумя источниками света. Один располагался сзади него, а второй – напротив него.

Примерно в таких же условиях был сделан и вот этот снимок. Окно в левой части кадра  служит здесь основным источником естественного света в этом помещении. Именно свет из этого окна и создает такой красивый переход от светлых тонов к тонам темным. Вот почему все располагающиеся в комнате объекты и выглядят такими объемными и фактурными. А за спиной фотографа находится еще одно окно. Но, по словам автора фотографии, он специально занавесил его. Сделано это было для того чтобы свет,  идущий из него, стал бы рассеянным, и сыграл роль так называемого заполняющего освещения, то есть света для подсветки теней.

Защита потребителя

Считается, что нормы и стандарты призваны защитить потребителя от некачественного жилья. Но так ли это? И справляется ли ГОСТ с теми функциями, которые на него возложены? И нужна ли такая всеобъемлющая стандартизация? Все, что мы сейчас используем для защиты от холода или жары, пришло к нам с Запада. Новый тип профиля оконных систем, низкоэмиссионные стекла, жалюзи, ролеты, миништоры. Вся, по началу диковинная, технология и атрибутика защиты от солнца и холода, пришла к нам оттуда, без всяких норм и стандартов, ГОСТов и ТУ. Главный норматив, которым пользуются в этих странах — это удобство, качество и комфорт. Вот в Германии, Франции, Дании, Англии при установке герметичных оконных систем типа ПВХ обязательна установка климатических клапанов. И это закреплено законодательно, а не минимальный или максимальный размер окна, который никого не интересует. Если окна будут не удовлетворять требованиям клиентов, ни дом, ни квартиру никто не купит. И этого достаточно, чтобы архитектурный продукт был всегда гармоничен в своих решениях, в том числе и в вопросах остекления. И надо сказать, что там тоже далеко не все гладко с обеспечением жильем. Далеко не все могут позволить себе дорогие пентхаузы. Однако стандартизация, которая обязательно есть в этих странах, и она не менее сильно развита, все таки не вмешивается в вопросы рынка, который и определяет, какие окна, в каком регионе и с каким энергосберегающим оборудованием надо проектировать. А стандарты, которые используются у них, гораздо обширнее и более всеобъемлющие. Мало того они международные и одинаково понятны в Австралии, Сингапуре, Японии. и Германии. Но они касаются совсем других сфер техники и технологии, которые и обеспечивают приоритеты международной торговли.

Поэтому нормы размеров, площади окон в доме, зависят не от ГОСТов а от архитектора и проекта. Разбег в размерах очень большой. И если многоэтажный дом выбрал для себя стандарт фасадных окон, то он будет одинаков для всех комнат, в которых они будут стоять. И в небольших по девять или шесть метров, и в тех которые по двадцать или восемнадцать. Так, что стандарт стандартом, а практика практикой. К сожалению это так.

От: PetrovAlex Опубликовано: Ноябрь 29, 2007

Окна необходимы, чтобы обеспечить достаточное освещение помещений днем.

Рис. 1. Типы и габаритные размеры окон жилых зданий (CCCР и Россия)

Рис. 2. Типы и габаритные размеры балконных дверей жилых зданий (CCCР и Россия)

Элементы, влияющие на выбор вида освещения

Если вы решили разрабатывать дизайн освещения в комнате своими руками, то вам следует знать о основных аспектах отталкиваясь от которых вы можете создать правильное освещение. В большинстве своем они общеизвестны, но почему-то о них постоянно забывают.

Итак:

Прежде чем браться за разработку дизайна освещения в комнате следует составить ее план. Причем в этот план следует включить не только площадь комнаты, но и всю мебель с расстановкой ее по местам. Это позволит правильно разместить светильники, а также определить наиболее затемненные места.

На фото представлен план комнаты для составления дизайна освещения

  • Следующим фактором являются размеры самой комнаты. Если наша гостиная имеет низкие потолки, то следует отказаться от громоздких люстр. Для создания эффекта более высоких потолков можно рассмотреть вариант закарнизной подсветки, либо сделать акцент на освещение по периметру комнаты.
  • Не маловажным фактом является и цветовое оформление комнаты. Как известно яркие цвета «отражают» свет, а темные его «поглощают». Поэтому если вы планируете комнату в темных тонах, то количество светильников, а также их мощность следует увеличить. Если же цена за электроэнергию при большом количестве светильников вас пугает, то следует выбрать светлые тона.
  • Так же следует учитывать наличие в комнате зеркал и глянцевых поверхностей. Ведь они отражают свет, а также способны слепить. Поэтому светильники следует располагать не напротив таких поверхностей. Но иногда такие поверхности можно грамотно обыгрывать, подсвечивая их и добиваясь неплохого общего освещения.

Подсветка стен в гостиной

Если у вас планируется зональное освещение, то нельзя забывать о том, что значительные перепады в одной комнате между освещенными и затемненными участками утомляет глаза. В результате комфортного отдыха не получится. Поэтому резких перепадов в освещенности гостиной следует избегать.

Принцип первый. Внимательно следите за тем, как меняется естественный солнечный свет

Свет, исходящий от нашего основного источника естественного света, от солнца, в течение дня постоянно изменяется. Посмотрите, хотя бы, вот на эти фотографии.  Все они сделаны практически с одной и той же точки. Но – в разное время суток. Первая – в сумерках, вторая – на восходе солнца, и третья – в полдень. Вам непонятна разница? Тогда почитайте поподробнее о характеристиках естественного света в какой-нибудь другой статье. Или даже обратитесь к более солидным источникам информации о солнечном свете. Если фотограф понимает свойства естественного света, то он всегда сможет без особого труда легко предположить, в какое время суток как будет выглядеть тот или иной ландшафт, та или иная сцена, в какой именно момент этот объект будет смотреться наиболее привлекательным. А все это означает как раз то, что этот фотограф сможет вернуться к съемке этого сюжета в то время, когда естественное освещение будет наиболее выгодным для него. 

Соотношение окон и пола

Размеры и количество окон в жилых комнатах и на кухне зависят от конкретного помещения.

  • Инструкция в СНиП 31-01-2003 для многоквартирных жилых домов рекомендует соблюдать площадь окон к площади пола в пределах от 1:5,5 до 1:8. На верхних этажах допустимо делать окна с расчетом минимум 1 к 10 к полу.
  • Для частных домов действуют нормы СНиП 31-02-2001, на каждые 8 квадратов пола должно быть не менее 1 квадрата естественного источника света. На мансардных этажах это соотношение может быть минимум 1:10.

Обратите внимание! Также для жилых зданий существуют нормы соотношения искусственного освещения к поверхности пола, описанные в СНиП 2.08.01-89 и 23-05-95

Принцип второй. Не бывает «плохого света» и «хорошего света»

Некоторые фотографы непонятно почему считают, что хорошим свет бывает только лишь в так называемое «режимное время», то есть незадолго до заката солнца  и вскоре после его восхода.  Эти фотографы предлагают всем снимать именно в эти часы, использовать в работе только  свет «режимного времени». Жесткий полуденный естественный свет они считают совершенно неподходящим для фотографирования. Но это совершенно не так. Эти люди глубоко ошибаются. Свет лишь ограничивает творческие возможности автора, но, ни в коем случае не требует чтобы тот  в то или иное время зачехлял фотоаппарат.

Конечно же, утренний или вечерний солнечный свет с его мягкими, золотистыми оттенками, нежными переходами и красивыми полутенями очень хорошо подходит для съемки пейзажей.  Да и во многих  других случаях, когда нужно передать красоту человека или просто места, в котором вы снимаете, он просто незаменим. Но отнюдь не каждый сюжет может нести в себе такой смысл! Не везде важна красота и эстетичность! Вот посмотрите, хотя бы, на этот снимок. Его автор очень хотел показать зрителю, как тяжел и труден ручной труд под лучами палящего южного солнца. Если бы фотография была сделана утром или вечером, то она выглядела бы неправдоподобно романтичной.

Преимущества естественного света

Естественный свет дает очень много плюсов. Он не только делает ваше жилье уютнее, а рабочее место – привлекательнее, но и несет пользу для здоровья

Особенно важно количество естественного освещения в осенне-зимний период. Посмотрите, какие бонусы дает естественный свет вашему здоровью!

Витамин D

Кожа под лучами естественного освещения впитывает этот витамин

Это важное питательное вещество, которое предотвращает ломкость костей и снижает риск сердечных болезней. Витамин D также помогает контролировать вес и предотвращает разные виды рака

Так называемый «солнечный витамин» поступает в организм вне зависимости от того находитесь вы на улице или в доме.

Защита от сезонных депрессий

Для многих людей, осень – головокружительное время шуршащих листьев, свитеров, чая и тыквы. Но у большинства в этот период наблюдаются серьезные психологические изменения. Может развиться депрессивное состояние. Достаточное количество естественного освещения помогает избавиться от таких состояний.

Улучшение сна

Так как умственное здоровье и сон зависят друг от друга, неудивительно, что естественный свет влияет на них. Небольшое исследование, проведенное среди офисных работников, показало такие результаты: чем больше дневного света они получали, тем лучше был их сон.

Уменьшение вреда от люминесцентного освещения

Чем больше времени вы проводите под естественным освещением, тем меньше вреда получаете от искусственного освещения. Хоть такие лампы и считаются безопасными, у многих людей они могут уменьшить стрессоустойчивость. Искусственное освещение может повысить риск возникновения мигрени и напряжения в глазах.

Принцип четвертый. Ставьте эксперименты!

Если вас заинтересовало что-то в освещении конкретного места – сфотографируйте. Сфотографируйте хотя бы для того, чтобы реально, на практике увидеть, как это конкретное место при этом конкретном освещении будет смотреться на фотографии.

Независимо от того, как часто вы будете наблюдать за естественным освещением, как много о свете вы узнаете из статей в интернете и умных книжек, чтобы понять, как работает свет в фотографии —  нужно фотографировать. Но предупредим сразу: от опытов и экспериментов не стоит ждать шедевров! Опыты нужны лишь для понимания того, как тот или иной вид естественного освещения ведет себя в реальной  практике. Взять, хотя бы, вот этот снимок. Видите, какой красивый контровой свет на нем! Автор фотографии тоже увидел это, а так же он увидел, как интересно падает свет и из-за его собственной  спины. Этот свет освещает лица сидящих у стены людей. Фотограф сделал несколько кадров с разными вариантами экспозиции, и один из этих снимков получился очень удачным.

Советы дизайнера

  • Плафоны для коррекции общего света располагают под потолком в центре комнаты (для равномерного рассеивания). Вместо люстры легко распределить подсветку на 4 стенах и многоуровневых потолках.
  • Рабочие зоны должны равномерно освещаться, нежелательно оставлять темные углы и глубокие теневые участки, даже если их редко посещают. Рабочий свет лучше комбинированный – белый с желтым спектром (уточняйте при покупке в магазине).
  • Для декоративного освещения подойдет цветная подсветка, например, светодиодной лентой или шнурами, которыми можно выкладывать надписи или фигуры на стенах.
  • Комнатным растениям для полноценного развития нужны специальные фитолампы, особенно если это обитатели тропиков и южных широт.
  • Аквариумные гидрофиты подсвечивают «белыми» или универсальными люминесцентными лампами на специальной крышке, в сочетании с диодами и лампами накаливания с мягким желтым светом. Они нагревают поверхность декоративной крышки, поэтому их помещают на расстоянии, а днище выстилают фольгой.
  • С помощью перфорированных плафонов бра и потолочных абажуров можно получить красивый ажурный теневой рисунок. Но отделку подбирайте гладкую и однотонную, чтобы фактура не искажала замысловатое изображение.
  • Местное или локальное свечение обязано выгодно подчеркивать определенные объекты и детали интерьера, в определенной мере усиливая или заменяя декор.
  • В рабочей зоне, где читают, готовят еду или занимаются у компьютера, нужна локальная подсветка. Интенсивность должна быть благоприятна для глаз, тот случай, когда не стоит экономить на здоровье.

Простой напольный светильник, но как подходит к окружающему интерьеру

Для натяжных потолков оптимально подходят встроенные светильники на светодиодных лампах

Лучшее освещение — естественное

Лучший свет для работы — естественный солнечный, который мы можем наблюдать в полдень. Он улучшает настроение, повышает концентрацию внимания и продуктивность, борется с депрессией. Вы наверняка сами замечали, насколько лучше чувствуете себя в солнечный день.

Если у вас есть возможность работать у окна, используйте её, но не садитесь к нему лицом. Стол должен располагаться левой стороной к окну: таким образом больше света проникнет в помещение, а ваши глаза не устанут.

Полное отсутствие доступа к естественному свету приводит к негативным последствиям. Согласно исследованию Impact of Windows and Daylight Exposure on Overall Health and Sleep Quality of Office Workers: A Case-Control Pilot Study , сотрудники, работающие в помещениях без окон, спят в среднем на 46 минут меньше тех, кто работает в офисах с окнами. Недостаток сна и нарушение циркадных ритмов приводят к снижению производительности труда и общей жизнеспособности.

Роль арматуры в ИО

С яркостью успешно борется осветительная арматура, защищающая от слепящих прямых лучей. Она делится на три типа:

  • арматура для прямого света(направляет 90 процентов потока световых лучей на горизонтальную поверхность, используется в кухнях, прихожих, санузлах);
  • арматура для отражённого света(основная часть светового потока направляется на верх стены и потолок, отражаясь от них и равномерно распределяясь);
  • арматура для рассеянно-равномерного света(часть лучей отражается от стен и потолка и рассеивается по помещению, проходя через матовое стекло).

Нормы ИО для жилых помещений предполагают освещённость в 50 лк при наличии ламп накаливания, идеальную — 200. При этом показатели ЛЛ в жилом помещении превышают ЛН ровно в два раза.

Дизайн освещения

Старт проектирования начинается светодизайном, который касается естественного освещения. На следующем этапе происходит привязка искусственного освещения в соответствии с КЕО: шок, вызванный ярким светом при включении, также не идет на пользу. В ходе привязки подбирается требуемая мощность всех приборов.

Потом происходит выбор класса и регистра источников света, их показатели с учетом дизайнерского оригинал-макета, составленного для данного интерьера. Здесь допускаются частые доработки макета. Потом осуществляется монтаж приборов с последующей разработкой электрической схемы под освещение. Лишь потом происходит так называемое «встраивание» света в проект, что вполне может повлечь за собой ряд доработок.

Задумки со светом

Разграничивают американский и европейский подход. В первом случае всему основой является бра (экономия и индивидуальность), а во втором – люстра (объединение и уют). В любом случае можно добиться фонового освещения практически без теней. Замена же люстры равномерно размещенными на поверхности потолка галогенками или плафоном позволяет задействовать синтетический подход: двойной выключатель для каждой секции потолочного света, а также свой выключатель на каждую бра. Большое количество проводом маскируется под обшивкой стен и потолка.

Свет естественного характера

Естественный прямой свет после прохождения сквозь стекло или отражения от зеркала может получиться весьма жестким. Также необходимо исключить ярко выраженный направленный и резкий свет. Для смягчения подойдут ажурные полупрозрачные преграды в виде, например, органзы, тюли и прочего. Подобные приспособления выполняют и функцию по рассеиванию света, тем самым оптимизируя естественное освещение.

Отличным вариантом для направления света в требуемое место являются тканевые вертикальные жалюзи, что исключает использование поляризующих зеркал. Даже параллельное размещение полотнищ по отношению к лучам сбивает жесткость светового потока (наблюдается дифракция) до необходимого значения.

Перемещение полотнищ позволяет перехватить и перенаправить некоторую часть в темное место, а поворот указанных элементов приводит к диффузному отражению в требуемом направлении. Уже никого не удивишь «умными» жалюзи, которые в автоматическом режиме способны поддерживать оптимальное освещение помещения.

Важность вопроса

Искусственное и естественное освещение жилых и общественных зданий играет очень большую роль в психофизическом здоровье людей. При этом необходимо помнить, что различные помещения домов любого типа имеют разные нормы и требования к световому обеспечению.
Освещенность всегда занимала особое место в работе и отдыхе людей, а с повсеместной электрификацией она стала неотъемлемой частью нашей жизни и поэтому оказывает на нее весьма заметное влияние.

Нарушения нормы светового обеспечения чреваты изменениями в функционировании ряда систем организма:

Негативное влияние

  • зрительной;
  • иммунной;
  • нервной;
  • пищеварительной.

При этом максимальный вред наносится, прежде всего, зрительной и иммунной системе.
Нормы, приведенные в соответствующей документации, были определены, основываясь на:

  • характеристиках рабочего процесса;
  • виде работы;
  • предназначении помещения;
  • длительности ежедневного пребывания в помещении человека.

Нормы, прописанные в соответствующей документации касательно того, какой должен быть уровень освещенности в той или иной комнате, являются одним из залогов здоровой жизни. Кроме этого важна освещенность не только внутри зданий, но и на улице. Освещенность уличного сегмента близлежащих к зданию территорий — также очень важный момент в проектировании жилых, промышленных или общественных зданий.
Как видим, освещенность и ее нормы обязательно должны учитываться при постройке любых сооружений.

Особенности естественного освещения

В естественном освещении помещений непосредственное участие принимают солнечные лучи и рассеянный небесный свет. Качество светового потока во многом зависит от оптимальной ориентации оконных проемов относительно сторон света. Например, южное направление показывает более высокий уровень освещенности, по сравнению с северной стороной.

Наибольшее распространение получила южная и юго-восточная ориентация. Северная сторона используется в тех случаях, когда совершенно нежелательно находиться под прямыми солнечными лучами. Она больше всего подходит для операционных помещений больниц, вспомогательных помещений аптек, кухонь, расположенных в жилых зданиях. Ориентация в западном направлении способствует избыточному нагреву в летнее время и недостаточной солнечной инсоляции в зимний период.
На уровень естественного освещения оказывают влияние близлежащие здания, затемняющие окна, действие строительно-архитектурных факторов, а также зеленые насаждения. Эффект слабой освещенности возникает из-за темной окраски внутренних стен и фасадов соседних домов. В больших количествах свет теряется по причине грязных стекол, из-за неудачных размеров и форм оконных переплетов. Самым лучшим вариантом для оконных переплетов считается их прямоугольная форма, а верхний край окна должен располагаться от потолка на расстоянии 15-20 см. В этом случае свет максимально проникает в помещение. Кроме того, освещенность увеличивается на 20-25% за счет света, отражаемого светлыми поверхностями потолков, стен и мебели.

Для того чтобы правильно оценить естественную освещенность, используются различные показатели. Среди них существует световой коэффициент, определяемый как отношение площади оконного остекления к площади пола. Другой параметр – угол падения – образует горизонтальная поверхность стола и линия, визуально проведенная от этой поверхности к верхнему срезу окна.Чем выше данные показатели, тем качественнее освещение.

Стратегии естественного освещения

Естественное освещение бывает следующих видов:

  • боковое — проникает через стену по периметру здания, т. е. через обычные окна;
  • верхнее — проникает через окна в верхней части стен или крышу;
  • двусветное — его организуют за счёт расположенных друг над другом окон в больших и глубоких помещениях.

Выбрать ту или иную стратегию освещения можно лишь на стадии проектирования жилища. Однако и с готовым домом или квартирой можно поработать, чтобы уловить как можно больше солнечного света.

  • При нехватке света готовые оконные проемы можно увеличить, и даже прорезать дополнительные.
  • Улучшают освещённость специальные отражающие поверхности, которые направляют свет из окна на потолок, откуда он рассеивается по комнате.
  • Потолок, стены и пол должны обладать достаточными отражающими свойствами: для потолка коэффициент отражения составляет 80%, для стен — 50–70%, для пола — 20–40%.
  • Чтобы помещение казалось светлее, в нем стараются использовать светлые тона: это касается окраски стен, пола и потолков, предметов интерьера.
  • За счёт отражения солнечных лучей освещённости добавляют зеркала и гладкие лакированные поверхности.
  • Следите за тем, чтобы окна не заслоняли густые кусты и ветви деревьев.
  • Если хочется избавиться от прямых солнечных лучей, например, в рабочей зоне у окна, можно занавесить нижнюю его часть. Общее освещение на кухне при этом сохранится.

Не стоит сильно увлекаться в «ловле» естественного света, ведь комната может получиться пересвеченной, а глянцевый пол будет бить по глазам отражённым полуденным Солнцем

Важно выдержать равномерность

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Домашний Фен-Шуй
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: